Ключевая вода – лекарство от старости

Топоним “суык-су” (в дословном переводе – “холодная вода”) весьма распространен на территории Татарстана.

Топоним “суык-су” (в дословном переводе – “холодная вода”) весьма распространен на территории Татарстана. Что неудивительно: родников, студивших речные струи в далекие времена возле первых жилищ людей, что бросали здесь якорь, было много больше, чем сейчас. Как полагают набережночелнинские краеведы, село Нижний Суык-Су, что находится в 13 километрах от автограда, было основано в конце XVI – начале XVII веков. Учитель Суыксунской средней школы Гали Гайфи, переписывавшийся, кстати, с учеными Академии наук СССР, в своей тридцатилетней давности рукописной книге, которая до сих пор хранится в школьном музее, называет даже имя основателя поселения. Максим Ильич (до крещения – Магсут) приехал сюда из Москвы вместе с сыновьями. От них и берет начало история деревни.


Случались в ее биографии и бурные эпизоды.


Так, предание утверждает, что 107 жителей села примкнули к отрядам Емельяна Пугачева, когда в 1773-1775 годах в наших краях полыхал крестьянский бунт. Видно, воинственный был характер у суыксунцев. Впечатляет и хранящийся в местном музее список сельчан – участников Гражданской войны. И это только на стороне большевиков. Например, кавалерист Зиннур Арсланов сражался в бригаде Котовского. О тех, кто ходил в “пособниках буржуазии”, экспонаты, понятно, умалчивают… За исключением единственного случая, и то потому, что он заканчивается счастливо. Белогвардейский прапорщик Алексей Федоров после встречи с Лениным резко поменял мировоззрение, записался в Красную Армию, в которой дослужился до полковника. В 1962 году издательство Министерства обороны издало его мемуары “Октябрьские зори”.


Надо заметить, в селе почитают своих земляков, “вышедших в люди”. И те отвечают взаимностью. Среди них есть доктор филологических наук, оперная певица, полковник авиации…


Современная история пригородного села так или иначе связана с КамАЗом. Строительство автогиганта придало импульс и его социальному развитию. Нижний Суык-Су стал экспериментальным полигоном для поиска наиболее оптимальных вариантов сельского жилища. Здесь были построены первые многосемейные дома из железобетонных конструкций и ячеистых бетонов. Двухэтажные фрагменты “высоток”, перекочевавших из Набережных Челнов, до сих пор во многом определяют архитектурный облик села. Теперь, впрочем, выяснилось, что дома усадебного типа для сельской местности более органичны. И Суык-Су уже не стремится превратиться в “агрогородок”.


Но это не означает, что жизнь здесь замерла. Одноименному производственному кооперативу, в который был преобразован бывший колхоз “Коммунизм”, удалось сохранить поголовье крупного рогатого скота. И хотя финансовое положение хозяйства непростое (мясо-молочное животноводство никогда не отличалось высокой рентабельностью), оно находит возможность помогать своим работникам в возведении жилья. В частности, транспорт, пилораму предоставляет бесплатно.


На 40 из 72 выделенных сельсоветом за последние годы земельных участков уже поднялись кирпичные строения, в том числе и двухэтажные терема. Причем их владельцы отнюдь не “новые татарстанцы”. Хотя прослойка собственников в Суык-Су, как и везде, тоже появилась. Пока она очень тонкая. Председатель сельсовета местного самоуправления Фиринад Фарсыев назвал четырех предпринимателей, занятых в основном заготовкой и реализацией на стороне шкур скота и другого сельскохозяйственного сырья. Отношения между ними и остальным деревенским людом ровные. Никто никого на вилы, как в стародавние времена, поднимать не собирается. Практически полный “консенсус”. Особенно в праздники. С деньгами в кооперативе напряженка, поэтому на связанные с торжествами расходы скидываются коммерсанты.


У Верхнего и Нижнего Суык-Су есть еще такая изюминка – это край долгожителей. Возраст тринадцати человек перевалил за 90 лет. И они продолжают сохранять активность. К примеру, ровесница двадцатого века бабушка Бибиасма наступление третьего тысячелетия отметила тем, что в новогоднюю ночь сама пришла в клуб.


Что давало здоровье прежним поколениям? Может, чистая, холодная вода протекавшей через село речки? Конечно, безудержное развитие промышленности нанесло серьезный урон окружающим Суык-Су полям и лесам. Многие родники заилились. Но не все. Как надежда на возрождение природы встречает путника на окраине села благоустроенный нефтяниками родник с символическим двухметровым самоваром. В этом же ряду добрых перемен и посаженный школьниками на 15 гектарах сосновый бор. Пройдут годы, и он станет новой достопримечательностью старинного села.


Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще