Малая Шильна, которая Верхняя и уже большая

С этими многочисленными Шильнами полная историческая чехарда получается.

С этими многочисленными Шильнами полная историческая чехарда получается. Посудите сами. Еще в самом начале семнадцатого века, когда Российское государство всерьез занялось укреплением своих окраин и началось возведение Закамских оборонительных линий, то вторая из них пролегла через густые сосновые леса, что вдоль берегов Камы. С переселенцами из центральных губерний особых проблем не было. Плодородные почвы, богатые и обширные угодья, да еще разные и долговременные социальные льготы сманили сюда русских крестьян, среди которых было много вятичей. Одно за другим вдоль камских берегов стали возникать новые поселения. В короткий срок нужно было построить оборонительную черту и возвести укрепленные городки (их позже назовут Нижне-Шильнинским и Орловским) для защиты от набегов кочевых племен. В глубине лесных зарослей устраивались завалы. На полянах и средь полей появились рвы и насыпи, укрепленные частоколом и надолбами.


Но прежде эти края обошли где пешим ходом, где верхом направленные царем картографы. Среди них был и такой широко известный мастер своего дела, как Афанасий Шильнов.


История умалчивает, сколько лет было царскому человеку, но, по всему, этот картограф был известен лично государю, потому как сразу после его неожиданной гибели в затоне Змеиного острова был издан указ об увековечении памяти Шильнова. Речка Сосновка, вдоль которой расположились первые русские селения, была переименована в Шильнинку. Ориентировочно в 1643 году та деревня, что была ближе к истоку, стала Верхней Шильной, далее соответственно – Средняя и Нижняя Шильна.


Прошло чуть более века. Подоспела пора переписи населения. Чиновникам названия деревень показались не очень верными. И сразу после переписи, по данным, имеющимся у местного краеведа учительницы здешней школы Надежды Поддъячевой, они были переименованы. Верхняя Шильна, где дворов было всего пятьдесят, стала теперь именоваться Малой. Затем вниз по руслу вместо Средней на карте оказалась Большая Шильна, а уж Нижнюю и вовсе переделали в Боровецкое.


А вот дальше история посмеялась над самоуверенным чиновным людом. Утекло несколько десятков лет, и, кажется, впору вновь менять названия обеим Шильнам, как с улыбкой, но вполне серьезно, предлагает та же Надежда Поддъячева. Ведь теперь та деревня, что Верхняя-Малая, разрослась чуть ли не вчетверо, а Средняя-Большая скукожилась во столько же раз. Нет уже знаменитого Богородицкого мужского монастыря. Об огромной церкви, что была здесь воздвигнута в 1823 году в честь Св. Троицы, напоминают лишь остатки стен.


Наверное, все эти деревушки постигла бы печальная участь Самоскакова, Скипидаровки, Кырныша и других окрестных населенных пунктов, тихо канувших в Лету. Где автогигант поглотил земли, где народ ушел на заработки на стройку века. Один за другим заколачивались дома и в Большой Шильне, что поближе к Набережным Челнам. А спас деревни, названные именем знатного картографа, … совхоз “Камский”, образованный тридцать лет назад в Тукаевском районе. Его центральную усадьбу разместили в Малой Шильне. Вот тут-то и пришла новая жизнь в старинную деревушку. Сегодня “Камский” с обеими Шильнами – одно из самых процветающих хозяйств республики.


Под Новый год директору кооператива Фоату Вильданову пришло письмо, подписанное Президентом Татарстана М.Шаймиевым. Отмечая достижения ПК “Камский”, он благодарит коллектив и за вклад в укрепление межнационального и межконфессионального согласия. И не случайно. Ведь как только наладились дела в кооперативе, Фоат Габдулхакович первым делом, собрав народ, предложил восстановить разрушенную и оскверненную церковь. Искал и находил добрых и щедрых меценатов, первым среди которых стал Иван Костин, возглавляющий КамАЗ. Ведь дело больших денег стоит. Зато теперь, спустя шесть лет, за ажурной оградой вознеслась золотыми куполами так долго жданная христианами божья обитель. А вот сейчас, решили шильнинцы, надо бы и мечеть построить. Половина Малой Шильны – татары, в основном выходцы из Аксубаевского района. И порой здесь дело доходило до печальных абсурдов, когда стариков, чтобы отдать им дань почтения, похоронить по обрядам предков, приходилось везти в последний путь в соседние районы, где есть мечети и мусульманские кладбища.


И многонациональный сход кооператива “Камский” решил отчислять часть своего заработка в фонд строительства мечети. Но этих денег, даже вместе с пожертвованиями верующих, было очень мало. И Фоат Габдулхакович опять начал искать меценатов. И ведь нашел! На горячую просьбу неугомонного шильнинца откликнулись понимающие люди. Руку помощи протянул Ильдар Галяутдинов, председатель правления АКИ-банка, что в автограде, Рустам Замалиев, директор предприятия “Связьинвест”, Рустам Нурмиев, начальник Челнинского нефтепромысла НГДУ “ТатРИТЭК”.


– Таким людям хочется в ноги поклониться, – говорит ветеран труда Расих Замалиев.- Ведь они думают о будущем. Верят в то, что возводимые молитвенные дома – не прибежища для отживающих свой век стариков, а места, откуда разнесется доброе начало. И если эти молитвенные дома, куда уже потянулись дети, спасут от наркотиков и алкоголизма хотя бы кого-нибудь из них, значит, не зря все наши труды и старания.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще