Макарьевская пустынь

“Пустыня, называемая Макарьевская, от города в 4 верстах, нечислящаяся в штате монастырей и нет в ней монашествующих.

Автор статьи: Леонид ДЕВЯТЫХ

“Пустыня, называемая Макарьевская, от города в 4 верстах, нечислящаяся в штате монастырей и нет в ней монашествующих. А отправляются в церкве пустыни сей службы приходскими города Свияжска священниками в годовой там праздник чудотворца Макария”.


Топографическое описание… 1785 г.


НА ПРАВОМ берегу Волги, который до образования Куйбышевского водохранилища в 1956 году был правым берегом реки Свияги, близ устья реки Сулицы и за небольшим ныне сельцом Петропавловским есть в самой горе небольшое углубление-плато. По плато ведет от самого берега дорожка-тропинка, крутенькая такая и кустами да деревцами малыми по краям заросшая. Тропинка упирается в ворота арочные с куполком на макушке – то Святые ворота в бывшую Свияжскую Макарьевскую подгородную обитель-пустынь, от многих строений которой остались ныне вот эти ворота, церковь с колокольней в три яруса, именуемая Вознесенской, братский корпус с кельями близ колокольни, часовенка над святым источником, бывший трехпрестольный храм о двух этажах под именем церкви Всех Скорбящих Радость да развалины каменной ограды в северо-западной части монастыря. Вот, пожалуй, и все.


Легенда гласит, что в 1439 году напал казанский хан Улу-Мохаммед с сыновьями на Русь и разрушил под Нижним Новгородом некую Желтоводскую обитель преподобного Макария. Сам Макарий, коему в те времена было уже 90 лет, был взят в плен, интернирован в Казань и поселен под стражею в одной из камор ханского дворца, ибо нравилось Улу-Мохаммеду беседовать со старцем. Одна из бесед с преподобным до того смягчила сердце бывшего ордынского хана, что он отпустил его и еще около 40 пленников на волю.


Одна из остановок Макария с другими освобожденными случилась по пути следования на Русь в трех километрах от Круглой горы, на которой впоследствии вырастет город Свияжск, на живописнейшем плато крутого правого берега Свияги. Он пробыл на этом месте три дня, ибо понравилось ему оно, а родники, бившие близ него, были живительны и целебны и необычайно быстро восстанавливали силы.


Затем Макарий и его спутники продолжили путь и дошли до старинного и многолюдного города Унжи. В 15 верстах от него основал Макарий себе пристанище-обитель и тихо и спокойно дожил до 1444 года. И вот настал его последний час перед тем, как отойти к Спасителю. Он собрал вокруг себя своих учеников и завещал им “в память избавления своего от рабства агарянского” устроить на месте той стоянки святую обитель.


Завещание Макария исполнилось не сразу, ибо поставить монашескую обитель в самом центре казанских земель было в те времена делом нереальным.


Прошло много времени, и вот через сто лет после падения Казанского ханства один из иноков унженской Макарьевской обители решил исполнить завещание Макария. Взяв с собой образ преподобного, он приходит на Свиягу и основывает на месте стоянки Макария святую обитель в честь его. Звали добродетельного и богобоязненного схимника Исайя, и прожил он один-одинешенек в обители до 1661 года, преставившись 10 декабря. На месте погребения его была сделана деревянная “излащенная” гробница, которая во времена постройки Вознесенской церкви вошла в ее стены и находится ныне, как указывают некоторые рукописные документы того времени, “в стене Вознесенской церкви, в нижнем ея этаже, в правой стороне близ клироса…”


Еще во времена Исайи была построена на территории пустыни деревянная однопрестольная церковь во имя Вознесения Господня, а в 1691 году, повторяя деревянную один к одному, воздвигнута уже каменная одноименная церковь.


При учреждении штатов в 1764 году Макарьевскую пустынь, в коей обитал только один иеромонах, предположили было обратить в рядовую приходскую церковь, однако к ней не было определено причта, а службу в пустыни несли по очереди монахи Святоуспенского Свияжского Богородицкого монастыря, так как в этой пустыни находили свой последний приют как христовы братья мужского Богородицкого монастыря, так и христовы невесты Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. В конце концов Макарьевская пустынь была приписана к Свияжскому мужскому монастырю, а 28 мая 1798 года, по указу побывавшего в этих местах по пути следования в Казань императора Павла I, Священный синод вводит пустынь в число штатных монастырей “третьего класса” и выделяет на ее содержание 300 рублей в год. Кроме того, согласно высочайшим указам того же 1798 года пустынь “получила в надел следующие угодья: 1) лесу, в центре которого находится пустынь, 65 десятин; 2) пашенной земли около сей пустыни 12 десятин и 4 десятины на дачах Петропавловской пустыни; 3) сенных покосов Свияжского уезда при селе Красновидово 13 десятин; 4) рыбные ловли: Щучье озеро и часть реки Свияги, при них сенных покосов 33 десятины; 5) мукомольную мельницу о двух поставах на реке Унге при селе Ишаках Козмодемьянского уезда”. Совсем неплохо, если считать, что в 1798 году монастырю было положено Синодом иметь одного строителя, двух иеромонахов, одного иеродиакона, одного монаха-инока и двух послушников – всего-то 7 человек.


В 1800 году все кельи, тогда еще деревянные, сгорели и напрочь выгорела каменная церковь с колокольней. Бывали и такие времена, когда отшельникам приходилось довольствоваться только одним печеным хлебом с водой, а в 1829 году обитель вновь погорела, причем сгорели и все монастырские документы. После этого пожара “храм Вознесения Господня пришел… в крайний упадок: вязи в нем разорвались, на стенах церковных открылись трещины, богослужение остановилось…” Назрела необходимость отстраивать пустынь заново…


Монастырский строитель, иеромонах Антоний, будущий игумен обители, решает начать восстановление с древнейшей на территории пустыни каменной постройки – церкви во имя Вознесения Господня, зовущейся в народе Макарьевской. На пожертвования свияжской дворянки Надежды Саврасовой и казанского купца-земледельца Евграфа Лебедева комплекс храма был восстановлен и стал в 1835 году трехпрестольным: на втором, холодном этаже церкви был престол во имя Вознесения Господня, а на первом, теплом – во имя Божией Матери и преподобного Макария. На средства того же Лебедева была выстроена в 1839 году и трехъярусная колокольня. Кроме того, на территории пустыни была построена и в 1866 году освящена каменная церковь Божией Матери, получившая по одному из своих трех престолов еще одно название – Всех Скорбящих Радость.


Расцвет Макарьевской пустыни пришелся на самый конец XIX века. Окруженная лесом и садами, помимо двух великолепных храмов, последний из которых был выстроен по проекту знаменитого петербургского архитектора К.Тона, монастырь включал в себя три деревянных дома с разными службами; два колодца, из которых по желобам к зданиям и скотному двору была проведена вода; деревянную баню близ одного из колодцев; чуть ниже, почти у самой подошвы крутого берега находился скотный двор, а на самом верху, в северной части монастыря, был расположен пчельник, из меда которого готовился превосходный “медвяной” монастырский квас.


В 1887 году стены храма Всех Скорбящих Радость были расписаны и изображали 36 библейских сюжетов; в 1889 году недалеко от колокольни Вознесенской церкви был выстроен каменный двухэтажный братский корпус на 12 келий с трапезной и кухней, а в 1892 году на месте источника, из коего, по легенде, пил воду возвращавшийся из казанского плена преподобный Макарий, была возведена деревянная часовня, сменившаяся через несколько лет каменной. В ней находились знаменитые иконы Живоносного Источника, Смоленской Божией Матери и преподобного Макария. К этой часовне, в положенные церковью сроки, совершались крестные ходы с освящением воды.


Недалеко от пустыни располагалось древнее кладбище, где находили последний приют иноки Макарьевского монастыря и обоих монастырей свияжских.


В 20-е годы прошлого столетия монастырь был упразднен, а в 1936 году на его территории был учрежден детский туберкулезный санаторий, просуществовавший до 1985 года.


В начале 90-х годов бывшая пустынь, представляющая из себя крайне печальную картину, печальнее, нежели после пожара 1829 года, была передана в ведение Казанского епархиального управления. Здесь время от времени стали вестись кое-какие восстановительные работы. Однако, похоже, святая обитель еще долго не вернет себе первоначальный облик…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще