Один из символов столицы нашей республики – Спасская башня Кремля. А самая примечательная ее деталь – конечно же, часы с их боем, в котором слышится мелодия гимна республики на музыку Р.Яхина. И что бы ни происходило, сверять время по главным часам Татарстана можно без опасений.
А точностью они обязаны своему постоянному смотрителю Виктору Врачеву. По специальности Виктор Лаврентьевич – электромеханик, более 35 лет он проработал на казанском заводе “Медфизприбор”. И сколько помнит, в свободное время всегда занимался тем, что “лечил” часы. Это же увлечение в середине восьмидесятых годов определило судьбу Врачева – он был приглашен в Кремль на должность часовщика. Сегодня его должность – механик государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника “Казанский Кремль”.
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Часы в Казанском Кремле – одно из самых первых подобных изобретений в России. Некоторые источники свидетельствуют, что новомодное европейское веяние появилось у нас после установки московских курантов – примерно в конце XVIII века. Правда, в Казани место для главных часов города нашли сначала на колокольне прилегающего к Спасской башне Спасо-Преображенского собора. В тридцатых годах двадцатого века он был разрушен, и часы перекочевали на башню.
Одно время главные казанские “ходики” работали по принципу маятника. Затем они были переведены на механический привод. Механизм часов был очень массивным. Говорят, одна из шестерён достигала трех с половиной метров в диаметре и весила почти полтонны.
В отличие от нынешних московских курантов у главных казанских часов электромеханический принцип работы. Крупные детали заменены на сравнительно компактные. Поэтому внутри Спасской башни сегодня просторно. С разрешения хозяина заглядываем в его рабочее помещение. Это комнатка без окон, где стоит стол с небольшим станком, набором слесарных инструментов. Остальные часовые апартаменты состоят из двух частей – пульта управления и собственно часового механизма.
Пульт находится на втором этаже башни у ее въездного пролета. В первой небольшой комнате находятся так называемые первичные часы – сердце часового механизма. Это обычные электронные “ходики”, внешне напоминающие небольшую коробку с прямоугольным циферблатом на лицевой стороне. В случае необходимости скорость движения стрелок в них можно регулировать с помощью специальной кнопочной панели. Главное ее назначение – установка точного хода часов.
Но обеспечить точность – это еще полдела. Необходимо передать заданный режим времени механическому оборудованию и заставить точно работать внешние ходики башни. Делается это с помощью электрических импульсов, которые посылают первичные часы. Погрешность передачи электросигналов здесь минимальна. Для этого они попадают в специальный блок во второй комнате, который преобразует их в механические составляющие и отсылает дальше, на верх башни.
Так действует механический привод, представляющий собой цепь сложных устройств общей высотой почти в десять метров. Они расположены на третьем этаже Спасской башни, представляющей собой восьмигранник. На трех гранях с внешней стороны установлены циферблаты. Они выходят на улицы Кремлевскую, Баумана и внутрь Кремля.
Внутри восьмигранник практически пуст. Именно здесь раньше находилось часовое устройство с гигантскими шестернями. Свое место современной технике они уступали постепенно, на протяжении тридцатых-шестидесятых годов. С левой стороны зала (если смотреть с улицы Кремлевской) возведена деревянная лестница, которая спиралью вдоль стены ведет к часовому механизму уличных циферблатов, а далее, еще выше, – под купол. Здесь установлен полутораметровый колокол.
Диаметр каждого циферблата составляет почти два с половиной метра, длина минутной стрелки – сто десять сантиметров. Перемещается она каждый раз на едва заметный угол в шесть градусов в течение десяти секунд.
Любопытна операция по переводу стрелок башенных часов – она обычно требуется при введении или отмене “летнего” времени. Чтобы перевести казанские куранты назад, Врачев просто останавливает первичные часы на один час. Если требуется противоположная операция, то бег часов убыстряется. Скорость его задается в необходимых пределах. Можно нагнать час за тридцать-пятьдесят минут. Обычно казанцы этого просто не замечают, так как перевод осуществляется в два или три часа ночи. Так что ночь на последнее воскресенье октября или марта Виктору Лаврентьевичу приходится бодрствовать…
Вернемся в комнату с пультом управления. Здесь же устанавливается режим подсветки, боя часов и музыки. Звон колокола вот уже два десятка лет сопровождает наступление каждого часа, количество ударов соответствует его “номиналу”. Бой обеспечивается ритмичным натяжением тросов, соединяющих ударный барабан с пультом. Если подняться к колоколу по очень узкой и крутой лестнице, взору предстанет великолепное зрелище. Казань и соседний Верхний Услон – как на ладони…
Подсветку Врачев включает в темное время суток. На башне она, как и на стенах Кремля, малиновая, а на циферблатах – желтоватая или зеленоватая. Интенсивность света можно регулировать.
А вот мелодия на часах появилась сравнительно недавно – года четыре назад. Для ее исполнения был приобретен электронный синхронизатор со специальной компьютерной программой. Несколько строго подобранных нот звучат перед боем четыре-восемь раз в сутки. Впрочем, возможности повтора не ограничены. Обычно мелодия играет в полночь, в полдень, в 6 часов утра и 18 вечера.
Что касается собственно музыкального репертуара казанских курантов, то к начальному музыкальному фрагменту гимна республики в прошлом году добавилась мелодия песни “В лесу родилась елочка”. Она исполняется попеременно с гимном (час – гимн, час – “елочка”) в течение новогодней декады. Недавно, по словам Виктора Врачева, он заказал еще две мелодии – “День Победы” и новый гимн России на музыку А.Александрова.
Вообще-то основная функция Виктора Лаврентьевича – следить за исправностью часового механизма. Постоянно заводить его нет необходимости. Пульт управления работает в автоматическом режиме. Питание электрическое, а на случай непредвиденных ситуаций предусмотрен автономный блок питания.
Основная проблема для часовщика – отлаженность механической части. Главное здесь – профилактика, регулярный осмотр, чистка или замена механизма на уличном циферблате. Следует прибавить к этому тщательную смазку многочисленных механизмов, особенно в жару и морозы.
Поломки часов случаются, но крайне редко.
Виктор Лаврентьевич переживает за будущее: нет у него ученика… Да и часовой механизм следует модернизировать. Все-таки техника не вечна. Проблема в том, что завод-производитель часового механизма на башенном циферблате остался в одной из бывших советских республик.
Вот так, в заботах о своем уникальном хозяйстве, и живет Виктор Врачев, хранитель времени на главных часах республики.