О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году

Хэрмэтле халык депутатлары!

Хэрмэтле халык депутатлары!


Уважаемые народные депутаты!


Президент РТ М.Ш.Шаймиев2002 год во многом оказался переломным. Завершается процесс приведения законодательства Татарстана в соответствие с федеральным, идут консультации по подготовке новой редакции Договора РТ с федеральным центром, ожидаются определенные изменения в структуре Госсовета, расширится сфера местного самоуправления. Все это потребует новых форм работы всех уровней власти, включая Аппарат Президента РТ.


В прошлом году мы приняли поправки в наш Основной закон – Конституцию республики. В ней мы учли все реальные изменения, которые произошли за десять революционных лет, причем согласовав наиболее спорные статьи с федеральным центром. Теперь нашей главной задачей остается подписание новой редакции Договора между Татарстаном и центром, после чего, мы надеемся, завершится процесс приведения в соответствие республиканского законодательства с федеральным. Он был необходим, но процесс упорядочения законодательства превратился в одностороннюю кампанию – законы субъектов привели в соответствие с федеральными, мягко говоря, упустив из виду нарушения в самом федеральном законодательстве, которых немало.


При этом у ряда политиков не отпадает желание вернуться к унитарному государству, они стали забывать о федеративной конструкции России. В этой связи со всей решительностью следует сказать, что мы всегда отстаивали федерализм и не можем отказаться от него. Это принципиальная позиция, которая исходит из опыта многонациональных, многоконфессиональных стран мира, где федеративные отношения гармонично объединяют различные интересы. Не существует доводов для отказа от федерализма в России, в то же время есть немало причин для его укрепления.


Федерализм в России – это территориальный каркас демократии. Отстаивая федеративные принципы, мы одновременно выступаем за сохранение демократии, которая и сегодня нуждается в защите. Татарстан как наиболее последовательный сторонник федерализма несет груз ответственности за сохранение демократических принципов в российском обществе. К сожалению, нам порой приходится отстаивать эти позиции чуть ли не в одиночку. С этой точки зрения сохранение статуса Татарстана во многом связывается с пониманием необходимости, а также неизбежности федерализма в России. Такова цена вопроса.


В прессе до сих пор обсуждается вопрос правомерности суверенитета Татарстана. Должен сказать, что ни один серьезный научный труд и ни один автор, включая публикации членов Конституционного суда РФ, не отрицает наличия ограниченного суверенитета у государств-субъектов федерации. В Конституции Российской Федерации республики признаются государствами, а, как известно, все государства обладают суверенитетом. В любой федерации, будь то США или Швейцария, субъект считается суверенным в рамках своих полномочий. Может быть, пора признать и в России положение о том, что федерация строится на базе разделенного суверенитета, т.е. на четком разграничении полномочий между центром и субъектами.


В этом году состоятся выборы в Государственную Думу, к которым нам надо подойти исключительно серьезно. Далеко не всегда наши депутаты голосуют в интересах Татарстана. Нас это не может устроить. Наше активное участие в партии “Единая Россия” продиктовано необходимостью отстаивать интересы Татарстана на стадии принятия решений через формирование в Государственной Думе влиятельной депутатской группы от республики.


В сфере межэтнических отношений в прошедшем году произошли серьезные события. Прежде всего, следует сказать о переписи населения, которая многих буквально взбудоражила. Федеральные структуры без согласия республики и без учета мнения Всемирного конгресса татар совершенно неоправданно поделили татарский народ на целый ряд групп и даже выделили из состава татар самостоятельные народы.


Перепись населения поставила вопрос о единстве татарского народа. Татар нельзя представлять в виде аморфной массы, из которой можно вырывать куски и создавать новые народы. Конечно, существуют региональные особенности сибирских, астраханских и других этнографических групп, есть конфессиональная специфика кряшен, но такие явления есть у любой нации, включая русский народ, среди которого можно отметить поморов, казаков и других.


Нельзя пренебрегать спецификой кряшен или других групп татар, следует сделать все, что в наших силах, для удовлетворения их духовных запросов, но было бы ошибкой любую особенность и тем более религиозные различия возводить в принцип, разделяющий нацию.


В связи с этим трудно переоценить роль третьего съезда Всемирного конгресса татар, который недвусмысленно высказался за единство татар. Ученым, общественным деятелям, журналистам, руководителям СМИ следует подумать о более действенных формах работы по консолидации нации.


Перепись в республике прошла при активном и ответственном участии населения. Сегодня можно сказать, что численность населения Татарстана по сравнению с 1989 годом возросла почти на 4%. Отрадно то, что за 2002 год демографическая ситуация в республике заметно улучшилась, и в будущем мы можем рассчитывать на положительную тенденцию. Организованному проведению переписи способствовало четкое взаимодействие всех уровней власти с органами Госкомстата, которому предстоит еще в течение нескольких месяцев произвести обработку собранных материалов. Надеюсь, что полученные результаты позволят написать объективный портрет республики на начало ХХI века.


Невозможно пройти мимо вопроса перехода татарского языка на латинскую графику. Это решение было основано на резолюции второго съезда Всемирного конгресса татар, а также выводах ученых Академии наук Татарстана, оно согласуется со статьей 68 Конституции Российской Федерации, по которой государство “гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития”, а республикам предоставляет право “устанавливать свои государственные языки”. Приняв поправки к Закону РФ о “Языках народов Российской Федерации”, центр фактически нарушил собственную Конституцию, а также ряд международных норм, в частности, европейскую рамочную Конвенцию о нацменьшинствах. Такой шаг можно рассматривать как покушение на право народов на свободное развитие языка. Можно обсуждать вопрос, насколько своевременен переход татарского языка на латинскую графику, но нельзя оспаривать само это право. Более того, приняв такие поправки, Федеральное Собрание вмешалось в исключительные полномочия субъекта федерации. Все эти нарушения происходят на фоне отсутствия ясной национальной политики, соответствующей нормам демократического федеративного государства.


В прессе, не без участия Министерства образования Российской Федерации, бурно обсуждается тема преподавания православия в школах. Как можно в светском, поликонфессиональном государстве вводить религию как самостоятельный предмет? Кому понадобилось искусственно создавать проблему в период, когда и без того нарастает в мире напряжение между разными конфессиями? Если такое решение все же будет принято, мы вынуждены будем вводить уроки ислама, иудаизма и других религий. Хотя было бы разумнее оставить вопросы религии на усмотрение самих священнослужителей, а в школе преподавать основы мировых религий.


Сохранение атмосферы доверия и взаимного уважения в непростых условиях последнего десятилетия – главное условие благополучия и процветания Татарстана, в обеспечении которого мусульманам и православным принадлежит особая роль. Следует помнить, что межнациональный и межконфессиональный мир и согласие являются нашим драгоценным достоянием. Они имеют испытанную историческую основу и подкрепляются целенаправленной политической деятельностью во имя сохранения взаимопонимания в обществе. Поэтому в современных условиях многократно возрастает ответственность политиков, религиозных деятелей, журналистов за любое высказанное в этой сфере слово или действие.


За прошедший год Государственным Советом были приняты принципиальные поправки к Конституции Татарстана, приходилось уделять много времени отстаиванию интересов Татарстана в федеральных и судебных органах различной инстанции. Вместе с тем и его ожидают реформы. В соответствии с новым законодательством меняются сами принципы выборов в наш парламент, где появятся депутаты, избранные по партийным спискам. В ближайшее время нам необходимо окончательно определиться по порядку и срокам проведения выборов в Госсовет республики.


Законопроекты, в настоящее время рассматриваемые Госдумой и разработанные Комиссией по разграничению полномочий при Президенте Российской Федерации, предполагают дальнейшее вторжение в полномочия субъектов. Если эти законопроекты будут приняты, дополнительно часть полномочий субъектов перейдет к центру, который и без того ими перегружен, а другая часть отойдет органам местного самоуправления. Зная, как принимаются в Федеральном Собрании законы, мы должны быть готовы именно к этому варианту.


Переход к самоуправлению на уровне городов и районов ставит серьезные задачи перед всеми органами государственной власти. Выборы органов самоуправления должны проходить в интересах населения, а не отдельных политических групп или амбициозных политиков. В результате таких изменений не должна пострадать экономика на местах, а уровень жизни населения не должен понизиться.


Вместе с тем изменятся функции многих республиканских органов власти. К этому надо быть готовыми. Учитывая, что государственная собственность минимальна, а на местах будут образованы собственные органы самоуправления, нам следует, к концу года, продумать меры по оптимизации структур управления в Аппарате Президента, Кабинете Министров и других органах исполнительной власти.


Средства массовой информации должны быть готовы к переменам в

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще