Сегодня в Елабуге завершается трехдневная международная конференция “Федерализм, региональная политика и местное самоуправление”, проводимая московской Школой политических исследований, Советом Европы, институтом “Открытое общество” при содействии Аппарата Президента Республики Татарстан и администрации Елабуги.
В работе семинара принимают участие политики, ученые и эксперты из России, Великобритании, Германии, Швеции, депутаты Государственного Совета РТ, главы администраций городов и районов республики, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, министерств и ведомств Татарстана, журналисты зарубежных, российских и республиканских СМИ.
– В глобальном мире Россия может занять свое место только в сотрудничестве с Европой и только как федеральное государство. Лишь в этом случае мы можем быть успешными. Для этого надо уметь доверять людям на местах, ибо на местах знают, что требуется России, – сказала, открывая семинар, директор Школы политических исследований Елена Немировская. Одним из таких мест, на ее взгляд, является Татарстан, где сумели найти нужный баланс, гармонию в отношениях между людьми, культурами, религиями.
– Это одновременно удивляет и радует, – продолжила она. – И этот бесценный опыт Татарстана необходим и России, и всему миру, который сегодня очень волнует проблема умения выстраивать отношения.
Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин зачитал приветствие Президента Татарстана Минтимера Шаймиева в адрес участников конференции, в котором выражена надежда, что столь представительный форум не только окажет заметное влияние на развитие теоретических знаний в области федерализма и местного самоуправления, но и благоприятно отразится на конкретной практике отношений между регионами и федеральным центром.
Далее Ф.Мухаметшин остановился на некоторых проблемах отечественного федерализма.
– Попытки увести Россию от федералистских путей предпринимались неоднократно, – сказал он. – И, заключив в 1994 году двусторонний Договор с федеральным центром, Республика Татарстан в какой-то мере воспрепятствовала этому. Договор положил начало сложному, но единственно возможному переходу от “федерации противоречий”, какой являлась дореформенная Россия, к “федерации согласия”.
Мы понимаем, что без сильной вертикали власти невозможно проводить реформы. Но вместе с тем у нас есть опасения, что определенные перегибы могут отбить инициативу у регионов.
По словам Ф.Мухаметшина, наиболее важно сегодня четко распределить полномочия между всеми ветвями власти и обязательно внести соответствующие изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, дабы профинансировать реализацию этих полномочий. Принятие же федеральными законодателями двух новых законов должно показать, насколько федеральные власти не на словах, а на деле являются приверженцами идей федерализма.
Председатель Госсовета высказал свое видение пути и принципов формирования межбюджетных отношений между центром и регионами. На его взгляд, федеральные власти слабо используют возможности горизонтального выравнивания социально-экономического положения субъектов Федерации, а также механизмы перечисления дотаций одними регионами другим. В то же время в таких схемах заложен большой потенциал для стимулирования экономического роста и социального развития в регионах-реципиентах без излишней централизации и перераспределения средств через федеральный бюджет.
Основополагающим здесь должно стать выделение дотаций не на решение текущих бюджетных задач регионов-реципиентов, а на цели, направленные на расширение налоговой базы в этих субъектах. Речь идет об инвестировании части средств, собираемых регионами-донорами на своей территории, в объекты, расположенные на территории регионов-реципиентов.
Выступление Ф.Мухаметшина с предложениями по совершенствованию межбюджетных отношений получило живой отклик и поддержку у участников семинара.
Законодатели Красноярского края и Пермской области Алексей Клешко и Игорь Сапко не без сожаления отметили, что частенько им приходится сталкиваться с совершенно иным видением государственного устройства и федерализма в России. По словам А.Клешко, Государственная Дума РФ нередко отходит от основ федерализма, считая, что из Москвы можно все и всем регулировать. При этом нарушается и Конституция России. Он также разделил опасения Ф.Мухаметшина по поводу многочисленных реформ, начинающихся практически одновременно, и поддержал его предложения: федеральный центр должен определить приоритеты, подготовить четкую программу реализации этих реформ и рамочные законы. Иначе население не примет нововведения.
Татарстан, имеющий свою точку зрения по многим вопросам, является примером для многих субъектов России в том, как следует уметь отстаивать свою позицию, отметил И.Сапко.
Начавшуюся в первый день семинара дискуссию по проблемам федерализма и межбюджетных отношений продолжили 14 февраля в своих докладах профессор МГИМО Ирина Бусыгина и вице-президент Фонда развития парламентаризма в России Андрей Захаров. Состоялись также два “круглых стола”, которые провел академический директор Института социологии РАН Александр Согомонов.
Выступление известного британского политика Кеннета Кларка было посвящено состоянию и тенденциям в мировой экономике, а также политической ситуации вокруг Ирака. А Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Российской Федерации сэр Родерик Лайн рассказал о перспективах более тесного сближения России и Европы. Роли местного самоуправления в современном демократическом государстве был посвящен доклад главы офиса фонда Конрада Аденауэра в Российской Федерации Маркуса Ингенлата.