На днях в международном аэропорту “Казань” прошла пресс-конференция, посвященная 80-летию гражданской авиации России, которое будет отмечаться 9 февраля. В ней приняли участие генеральный директор авиакомпании “Татарстан” Магомед Закаржаев, его первый заместитель Владимир Некрашевич, ветеран гражданской авиации Татарстана, много лет возглавлявший Бугульминский и Татарский объединенный авиаотряды Василий Нестеров и председатель совета директоров частной авиакомпании “Тулпар” Азат Хаким.
Ключевым вопросом пресс-конференции оказалось грядущее объединение авиакомпаний “Татарстан” и “Тулпар”. Объединение авиапарков двух успешных компаний, их технических баз и кадровых потенциалов должно сделать объединенную компанию более конконкурентоспособной на рынке российских авиаперевозок. Дело в том, что Правительство РФ определило курс на укрупнение авиакомпаний и снижение их количества с тем, чтобы оставшиеся располагали достаточными ресурсами для обновления авиапарка и поддержания летной годности в соответствии с федеральными стандартами. Предполагается, что в результате ужесточения сертификационных требований останется только около 10 компаний, осуществляющих магистральные и международные перевозки, а также порядка 30 региональных авиакомпаний. То есть грядет масштабный передел рынка воздушных перевозок, в результате которого около 180 пока еще существующих авиакомпаний должны будут исчезнуть из этого бизнеса.
Участники пресс-конференции ставят перед собой самую высокую планку – попасть в десятку магистральных авиакомпаний. Но сделать это они могут только вместе, объединившись в одно предприятие. Однако остается один, самый больной вопрос – вопрос о собственности. Авиакомпания “Татарстан” – акционерное общество со стопроцентным государственным акционерным капиталом, “Тулпар” – частная компания, и, по убеждению А.Хакима, частные компании при любых обстоятельствах эффективнее государственных. Поэтому он готов пойти на слияние только в том случае, если объединенная компания не будет государственной. Хотя и допускает, что при этом у государства все-таки останется блокирующий пакет акций. Позиция Правительства республики по этому вопросу озвучена не была, а решать-то этот вопрос в конечном счете придется именно ему.
Как бы там ни было, об окончательном решении мы узнаем довольно скоро, потому что Министерство транспорта России взялось за дело сокращения количества авиакомпаний очень энергично, так что промедление в этом деле смерти подобно.