В конце прошлой недели Правительство России обсудило ход и перспективы реформирования Вооруженных Сил и всей военной организации государства. Кажется, впервые после почти десяти лет разговоров о военной реформе намечены какие-то конкретные меры по ее осуществлению.
Ключевым пунктом в очередной раз реанимированной реформы станет переход на контрактную форму комплектования, который должен проходить параллельно с выполнением остальных пунктов реформы армии – изменением системы военного управления, технического состояния войск, системы подготовки кадров, организационно-штатной структуры войск и принципов их дислокации. При этом реформа не откладывается, как это не раз бывало, на неопределенное будущее, а обозначается конкретными сроками. По инициативе министра обороны С.Иванова срок разработки федеральной целевой программы перехода на контрактную основу комплектования перенесен с 1 ноября на
1 июня 2003 года. Сделано это для того, чтобы при подготовке бюджета-2004 можно было предусмотреть финансовые средства для перевода на контракт частей и соединений постоянной готовности сухопутных, воздушно-десантных войск и морской пехоты. Ими станут 92 формирования, среди которых 10 дивизий,
7 бригад и 13 полков общей численностью 166 тысяч человек, в том числе 126 тысяч солдат и сержантов, которые как раз и подлежат переводу на контракт в первоочередном порядке.
Эта, по мнению С.Иванова, амбициозная, но выполнимая программа рассчитана на четыре года – с 2004 по 2007-й. Расходы пока не просчитаны и на заседании Правительства не обсуждались. Однако премьер-министр М.Касьянов распорядился, чтобы рабочая группа из специалистов Минэкономразвития и Минобороны начала с 1 декабря объезд всех 92 частей и расчет конкретных сумм расходов. Они зависят от того, каковы уровень зарплаты и инфраструктура для создания жилищных условий в регионе, где расположена та или иная часть. Переведенные на контракт формирования станут ядром будущей профессиональной армии. Сокращение продолжительности срочной службы в армии, по словам С.Иванова, будет возможным только после создания этого ядра, то есть после 2007 года.
В самом оборонном ведомстве считают, что полная отмена срочной службы нецелесообразна, но срок службы по призыву поэтапно сократится до шести месяцев. После прохождения срочной службы людям будет предложено заключить контракт, а демобилизованные будут проходить сборы значительно чаще, чем сейчас, и сами сборы будут длиться дольше – до двух месяцев. Такой режим первичной военной подготовки и последующей службы в резерве позволит резко сократить контингент граждан, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу, так как изъятие человека из гражданской жизни максимум на полгода не может серьезно повредить ни его личным планам по получению образования, ни интересам экономики страны в целом.
На практике все это означает, что уже в обозримом будущем у России должно, в сущности, появиться две армии. Одна – профессиональная, хорошо оснащенная, высокомобильная, находящаяся в постоянной боеготовности, и вторая – учебная. Это новая постановка вопроса. До сих пор все преобразования в армии сводились, по существу, к механическому сокращению численности и боевой техники, оставляя Российскую Армию уменьшенной копией армии советской. В этом и состоял основной порок псевдореформ.
Ведь за прошедшие годы кардинально изменился характер военных угроз стране и соответственно изменилась военная доктрина. Если Советская Армия готовилась к мировой войне с массированным применением ядерного оружия, то теперь это оружие является фактором скорее политическим, нежели военным, и вряд ли будет применено на практике в обозримом будущем. Зато локальные конфликты, требующие участия наших Вооруженных Сил, из чего-то далекого, заморского стали фактором, постоянно действующим непосредственно на нашей территории и вблизи наших южных границ. Для противодействия новым угрозам требуется совсем другая армия. Так, если доля сухопутных войск в вооруженных силах США составляет 46%, в Великобритании – 48, в Германии – 69, в Китае – 70, то в России – чуть более 31%. Иными стали требования и к технической оснащенности. Если для захвата территории противника, подвергнутого ядерной бомбардировке, предполагалось использование большого количества танков, то теперь больше нужны вертолеты и фронтовые многофункциональные самолеты.
Словом, преобразование Советской Армии в армию российскую начинается только сейчас, и требует оно не только изменений собственно в армии, но и коренного преобразования всего военно-промышленного комплекса страны. Обстоятельства не позволяют просто распустить разложившуюся Советскую Армию и создать на пустом месте армию новую. Надо же вести военные действия в Чечне, надо нести боевое дежурство стратегическими ядерными силами, надо поддерживать работоспособность военно-космической группировки. Так что перестраиваться приходится на марше. Жаль, конечно, что десять лет упущено из-за тупого сопротивления генералитета, сделавшего из армии собственную кормушку. Но лучше поздно, чем никогда.