Чтоб “гнутой кепкой” не ходить…

В минувшую субботу в отеле “Сафар” состоялась встреча журналистов с председателем Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Федерального Собрания РФ, доктором социологических наук Равгатом Алтынбаевым.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

В минувшую субботу в отеле “Сафар” состоялась встреча журналистов с председателем Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Федерального Собрания РФ, доктором социологических наук Равгатом Алтынбаевым. Круг вопросов пресс-конференции был заявлен заранее – новый законопроект “Об общих принципах организации местного самоуправления”.


Тема проблем и мытарств местного самоуправления в прессе отнюдь не нова, по сути, она не сходила со страниц газет с тех самых пор, как в 1995 году был принят соответствующий федеральный закон. К сожалению, воплощение этого документа в жизнь российским политикам оказалось, что называется, не по зубам. Рядовые граждане так и не стали ближе к властным рычагам, хотя, оказывается, по заключению экспертов Европы закон этот в свое время получил весьма высокую оценку. И вот, промучившись столько лет и так толком и не разобравшись, кто должен финансировать органы местного самоуправления и где кончается государственная собственность и начинается коммунально-муниципальное хозяйство, решено от него отказаться в угоду новому варианту закона. Так что представителям СМИ было любопытно встретиться с одним из активных его разработчиков.


Мы постарались вложить в свое детище все положительное, что накоплено в области организации местного самоуправления в Европе и Америке, сказал Равгат Алтынбаев. Причем с переносом этого опыта на российскую почву, с учетом национальных особенностей нашего государства и степени населенности его отдельных территорий.


Напомним: начало всему положила комиссия Дмитрия Козака (заместитель руководителя Аппарата Президента России), которую сформировал сам Владимир Путин. После этого создана была рабочая группа по подготовке нового законопроекта, которая денно и нощно трудилась все нынешнее лето и осень. По оценке Равгата Алтынбаева, принципиальные моменты от старого закона остались, конечно, но перелопатили его основательно, начиная от дефиниций и кончая самими главами, число коих увеличилось на восемь. К слову, были и альтернативные варианты законопроекта, но они отвергнуты головной комиссией, поскольку всех их характеризует, как было сказано, всего лишь элемент припудривания – то есть незначительные изменения, внесенные в основную канву старого закона.


Концепция законопроекта на рассмотрении в Госсовете РФ получила единодушное одобрение руководителей субъектов. Мы знаем, что и руководство Татарстана отнеслось к нему благосклонно. По оценке Президента России Путина, заседание по вопросам реформ местного самоуправления войдет в историю, потому что по большому счету “это – революция”. Впереди парламентские слушания, обсуждение проекта в Совете Федерации и на уровне регионов. Правительству дано время до конца ноября рассмотреть законопроект с точки зрения сроков практического внедрения в жизнь тех или иных его позиций. Я абсолютно уверен, что закон будет принят, сказал Алтынбаев. И начнет внедряться, возможно, даже ранее заявленного в нем срока – 2006 года.


Теперь о некоторых конкретных моментах. Муниципальное образование, представительный и исполнительный органы которого избираются, создается при численности населения тысяча и более человек. Законодатели считают, что чем больше число образований, тем больше распыляются финансы, а потому предлагают не мельчить. По их прикидкам, Россия должна насчитывать около 30 тысяч муниципальных образований. Это самый оптимальный вариант для того, чтобы территория жила безбедно на выделенные средства и сама, без указки сверху, решала собственные проблемы.


Как и в каком объеме будут финансироваться полномочия территорий? А вот это и есть вопрос вопросов! В самом законопроекте об этом сказано без детализации. Мы хотели все детально прописать, пояснил Равгат Алтынбаев, но пришли к выводу, что делать этого не следует. Для начала нужно отменить существующий закон о финансовой основе местного самоуправления, поскольку он дискредитировал саму суть и значение местного самоуправления в России. Закон этот популистский, и теперь самый верный путь – внести изменения в налоговый и бюджетный кодексы, которые не дают никому права по-другому интерпретировать затронутые проблемы и жестко фиксируют все цифры, заложенные для того или иного уровня власти в РФ. Внесение изменений в означенные кодексы неизбежно и в связи с обновлением закона об общих принципах организации исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ, добавил он.


Суть же революции (вспомним слова Президента Путина) как раз и заключается в том, чтобы средства оказались на самом низком уровне – у населения территории. 30 процентов бюджета прямиком пойдет в муниципалитеты, и те уж сами пусть решают, отремонтировать им в первую очередь школу или построить дорогу. Цифра эта – не окончательная. Мировая практика показывает, что она колеблется от 27 до 50 процентов. Есть европейские страны, где органам местного самоуправления перепадает даже до 64 процентов от бюджета. Мы начали с минимального уровня, сказал Алтынбаев, но любой закон – это не догма, его всегда можно изменить. Не забудем поговорку: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. “Овраги” эти в любом случае будут появляться.


В мире идет серьезный процесс децентрализации власти, это и есть один из путей реализации потенциала народа. Мы постарались сделать так, чтобы население могло контролировать выборных должностных лиц муниципальных образований, в проекте прописан целый раздел об их ответственности.


От ручного принципа распределения бюджетных средств мы должны перейти к автоматическому режиму. Нужно уйти, говоря опять же словами Президента Путина, от политизации финансов. То есть перейти к деполитизации. А что это такое – деполитизация финансов? – был задан вопрос. Ты гнутой кепкой не должен ходить по кругу и стоять на коленях в столице губернии или области, выпрашивая деньги, – был ответ.


По предложению Путина было принято решение ввести закон уже с 1 января 2005 года. Однако, похоже, это не последнее президентское слово. На определение границ муниципальных образований дали почти полтора года. Не многовато ли? Возьмем, допустим, нашу республику: что у нас можно полтора года делить? Известно, к примеру, что есть Черемшанский район, в котором располагается столько-то поселений. Да, там, где была отменена система районов (а некоторые губернаторы сознательно пошли на это, видимо, чтобы самим распределять средства среди тех, кто “гнутой кепкой” стоит у высокого порога), придется подумать хорошенько. Но и этот процесс может быть ускорен. Президент заявил, что “закон нужен стране завтра”. Алтынбаев не исключает, что придется писать программу поэтапного внедрения нового закона об общих принципах организации органов местного самоуправления. А чтобы подстегнуть власть на местах, дабы препоны не чинила, возможно, даже придется вводить “царево око”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще