На последнем заседании 13-й сессии республиканского парламента депутаты высказали свое мнение по большому количеству проектов федеральных законов, подготовленных законодателями Государственной Думы РФ и российских регионов. Два из них они не поддержали, 17 (многие из них имеют социальную направленность) – одобрили.
Среди них – федеральный законопроект о лекарственных средствах. Группа депутатов Государственной Думы предложила в него поправки, более четко регулирующие правоотношения в области фармакологии (она определяется как профессиональная деятельность, впервые прописано такое понятие, как фальсифицированное лекарственное средство). Также получили поддержку сессии предложения тамбовских законодателей по усилению мер по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации; инициатива коллег из Владимирской области об увеличении размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Сессия поддержала предложение Государственного Собрания Башкортостана внести в новый Трудовой кодекс РФ ограничения по совместной работе родственников в отношении работников государственных и муниципальных организаций, которые сегодня предусмотрены только для государственных служащих. Поддержано и обращение депутатов Брянской областной Думы по вопросу увеличения размера первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда, что приведет к повышению зарплаты молодых специалистов, работающих в бюджетной сфере.
Курганская и Сахалинская областные Думы подготовили одинаковые по смыслу поправки в федеральный Закон “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”. Федеральный законодатель отвел региональным властям месячный срок для представления в Государственную Думу отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения. На практике же для детальной проработки документов и подготовки к ним замечаний и предложений этого срока бывает недостаточно. К тому же заседания большинства региональных законодательных органов проходят не чаще чем раз в месяц. Таким образом, чтобы выдержать установленный законом 30-дневный срок, парламентам субъектов Федерации придется регулярно проводить внеочередные заседания в течение месяца. Обе инициативы с предложением об увеличении срока до двух месяцев Госсовет поддержал. Как и поправки к Бюджетному кодексу РФ, которые подготовили законодатели Пермской и Рязанской областей. Первые предложили изменить нормативы распределения сумм налога на добычу углеводородного сырья в сторону увеличения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Вторые – дать возможность российским регионам самостоятельно регулировать порядок и условия формирования собственных бюджетов развития в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Новые российские уголовный и административный кодексы ввиду множества недоработок и противоречий вызывают немало нареканий у правоприменителей. Неудивительно, что с мест стали поступать поправки. Предложения о дополнении Кодекса РФ об административных правонарушениях нормами о расширении компетенции органов рыбоохраны (Совет народных депутатов Камчатской области), об уточнении субъекта административного правонарушения (Совет народных депутатов Кемеровской области), а также об ответственности за: загрязнение окружающей природной среды вдоль автомобильных дорог (депутат Госдумы В.Пекарев), нарушение правил продажи табачных изделий (Курганская областная Дума), нарушение физическими лицами правил продажи этилового спирта и алкоголя (Законодательное Собрание Коми-Пермяцкого АО) и изготовление с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки (Архангельское областное Собрание депутатов) нашли у татарстанских законодателей понимание. А предложение Законодательного Собрания Краснодарского края установить административную ответственность за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли депутаты Госсовета не одобрили, посчитав, что оно политически некорректно и может привести к нарушению прав человека.
Были рассмотрены две поправки к Уголовному кодексу РФ. Инициативу красноярских законодателей, уточняющую понятие квалифицирующего признака при назначении наказания при рецидиве преступлений, Госсовет поддержал. А поправку депутата Госдумы В.Гартунга по конкретизации объективной стороны составов преступлений не одобрил. Как объяснил председатель Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики М.Курманов, если внести данную поправку, это приведет к тому, что своим субъективным восприятием следственные органы могут преследовать людей в разрешении уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями.
Положительный отзыв получила законодательная инициатива другого думца – И.Артемьева. Его поправка в Уголовно-процессуальный кодекс расширяет полномочия адвоката в период его вступления в уголовное дело.
Поддержали парламентарии и предложение Кабинета Министров РТ по внесению изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Поправки вызваны несовершенством механизма возврата гражданам ряда льгот по налогу на доходы физических лиц в виде социальных и имущественных налоговых вычетов. Как известно, расходы населения в виде оплаты за свое обучение и обучение своих детей, лечение свое и членов семьи, а также расходы на строительство или покупку жилья уменьшают налогооблагаемый доход налогоплательщиков и должны быть вычтены при подаче налоговой декларации. При этом, согласно действующему федеральному закону, возврат сумм налогов должен производиться из бюджетов территорий, где проживают физические лица. Однако собранные с населения налоги перечисляются в бюджеты по месту нахождения (регистрации) предприятий, где они работают. В связи с этим, скажем, в Ново-Савиновском районе сумма возврата налога может превысить сумму налога, поступившего в районный бюджет.
Для устранения этого противоречия Правительство республики разработало проект федерального закона, который получил поддержку Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РТ, Министерства финансов РТ. Как оказалось, по состоянию на 15 февраля 2002 года в налоговые органы республики поступило 2526 деклараций (или 47,8%) на предоставление налоговых льгот, сумма вычетов при этом составила почти 117 миллионов рублей, следовательно, только по этим представленным декларациям подлежит возврату из бюджетов городов и районов 15 миллионов рублей.
Проект федерального закона, оформленный в виде законодательной инициативы Государственного Совета РТ, будет направлен для рассмотрения в Государственную Думу РФ.