Теория госстроительства проверяется практикой

Вчера в Елабуге открылось всероссийское совещание “Эффективный опыт решения социально-экономических проблем малых городов на муниципальном и региональном (субъектов РФ) уровнях и его отражение в законодательстве о местном самоуправлении”.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Вчера в Елабуге открылось всероссийское совещание “Эффективный опыт решения социально-экономических проблем малых городов на муниципальном и региональном (субъектов РФ) уровнях и его отражение в законодательстве о местном самоуправлении”.


В совещании, лейтмотивом которого стала формула известного западного социолога Макса Вебера “Процветающие города – сильное государство”, принимают участие Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Татарстана, а также более 70 городов страны.


Ф.Мухаметшин огласил участникам совещания приветствие Президента РТ М.Шаймиева, рассказал о пути, проделанном республикой в части демократизации власти. Приняв собственный закон о местном самоуправлении, она не стала забегать вперед. Это позволило избежать антагонизма между различными уровнями и ветвями власти, с чем пришлось столкнуться другим субъектам РФ. Республиканский совет местного самоуправления действует в Татарстане уже несколько лет, изучает опыт, вносит предложения в Госсовет РТ по совершенствованию местного самоуправления. Принципы его организации отрабатываются здесь на уровне сельсоветов. Если его навязывать сверху, подчеркнул Ф.Мухаметшин, можно лишь дискредитировать идею демократии. В этой связи он высказался против ряда позиций в проекте нового федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, который сейчас готовит рабочая группа, возглавляемая заместителем руководителя Администрации Президента РФ Д.Козаком. Механическое копирование западного опыта без учета специфики нашей страны недопустимо.


Об ответственности настоящего момента – нельзя опоздать с доведением видения “низами” существа проблемы до сведения Государственной Думы и Совета Федерации – говорил и президент Союза малых городов России Евгений Марков. Около 40 млн. человек проживает примерно в трех тысячах малых городов и поселков городского типа. Они – основной социально-экономический и территориальный каркас каждого российского региона. Однако число их сокращается, смертность в малых городах в 2-3 раза превышает рождаемость, и это выше, чем в среднем по стране. Падает уровень экономической самодостаточности малых городов, что чревато потерями и для аграрно-промышленного комплекса, поскольку они традиционно являются центрами по переработке сельхозпродукции. Ситуация может усугубиться, если реформа местного самоуправления будет проходить непродуманно. А на очереди – реформы энергетики, жилищно-коммунального хозяйства…


Не получится ли так, что интересы малых городов законодатели проигнорируют, задался вопросом Е.Марков. Подобные опасения небеспочвенны. Об этом свидетельствуют попытки унифицировать типы муниципальных образований в новом законопроекте о местном самоуправлении, неопределенность перспектив укрепления их финансово-экономической базы.


Несколько лучше обстоят дела в Татарстане, где принята трехступенчатая система социальных стандартов, на основании которых рассчитываются местные бюджеты. Гость из Москвы предложил даже создать совет по развитию малых городов со штаб-квартирой… в Татарстане. Не исключено, что на этот шаг его подвигла принятая недавно в Елабуге программа ее развития до 2006 года, составной частью которой является инвестиционный договор администрации города с республикой. После реализации этой программы, доложил глава Елабуги и Елабужского района Ильшат Гафуров, на их территории будет дополнительно собираться по 110 млн. рублей налогов ежегодно.


Е.Марков пообещал, что Союз малых городов установит жесткий контроль за прохождением жизненно важных для них законопроектов в Госдуме РФ.


Руководитель аппарата комитета Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления Владимир Сивицкий попытался успокоить участников совещания: мол, чистового варианта законопроекта еще не существует, и вообще это лишь редакция нынешнего федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. К тому же переходный период при вступлении его в силу займет 7-8 лет. Однако собравшиеся в зале практики государственного строительства, причем не только из Татарстана, но и Архангельской, Ивановской областей, Ставропольского края, дружно встретили в штыки саму концепцию нового законопроекта.


Почему в составе рабочей группы Д.Козака нет представителя Союза малых городов РФ? Развитию местного самоуправления мешает не несовершенство нынешнего закона, по которому мы, по сути, еще не жили, а существующие в стране хозяйственные и правовые механизмы, сыпались возражения со всех сторон. Публичная власть должна быть максимально приближена к народу, поэтому крупный город не может быть муниципальным образованием, его так или иначе придется дробить. С другой стороны, как обеспечить экономическую самодостаточность небольших населенных пунктов? Надо разрешить определять территории муниципальных образований самим субъектам Федерации.


Стоит привести мнение мэра Нововоронежа Владимира Синицина: “Сокращение населения и состояние экономики малых городов неразрывно связаны. Их финансово-экономическую базу все равно придется восстанавливать. Для этого по примеру Татарстана на федеральном уровне должен быть принят закон о минимальных социальных стандартах для органов местного самоуправления”.


Более детально обозначенные выше проблемы участники совещания обсудили за “круглым” столом, работая по секциям. А сегодня они подведут итоги дискуссий, примут решение всероссийского совещания.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще