Республиканский отраслевой семинар-совещание по обмену передовым опытом прошел на днях на базе Кукморского дорожного управления ПРСО “Татавтодор”. В его работе принял участие вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов.
Место проведения этого мероприятия выбрано не случайно. В районе успешно развивается дорожное строительство. Из 122 населенных пунктов 94 соединены дорогами с асфальтобетонным покрытием и сетью автобусных маршрутов, само управление стабильно выполняет планы дорожных работ. Если в 1999 году прирост дорог с асфальтобетонным покрытием составил 8 километров, то в прошлом году увеличился почти вдвое. За шесть месяцев текущего года произведено работ на 1,4 млн. рублей.
Тридцать лет назад предприятие начинало свою деятельность, имея лишь трактор и бортовую машину. Все эти годы им руководит Равиль Хасанов, который смог организовать, сохранить (особенно в трудные годы экономического кризиса) и развить дорожное строительство в районе. Раньше управление ежегодно сдавало в эксплуатацию 15-20 километров дорог. В конце семидесятых, чтобы получить разрешение на строительство асфальтобетонного завода, молодой начальник добился приема у самого федерального министра. И добился, чтобы в районе заработала своя битумная установка.
Сегодня Кукморское управление обеспечивает качественным битумом и собственные потребности, и соседние дорожные хозяйства.
– Вначале, – рассказывает Равиль Садриевич, – наша установка ежегодно производила 12,5 тысячи тонн битума. Сегодня выпускаем в два раза больше. Правда, когда есть сырье – гудрон.
Кроме профильных объектов, предприятие имеет развитую социальную структуру – построены жилые дома на 200 квартир, овощехранилище, оздоровительный комплекс, есть своя пекарня, магазины…
Содержит дорожное управление и 850 свиней. В помещении, где находятся животные, чистота и порядок, в меню хрюшек – дополнительное витаминное питание: летом травяное, зимой хвойное. На вопрос “Каково здоровье пациентов?” здешний ветврач отвечает: “Больных нет, новорожденных за последние сутки – 26”.
Есть в районе деревни, к которым дороги еще не подведены. А имеющиеся магистрали должны служить 8-10 лет. Для этого надо содержать в хорошем состоянии то, что уже построено. Поэтому ежегодный объем ремонта дорог составляет здесь 30 километров. Однако недостаточное финансирование не позволяет производить ремонт в полном объеме. С отменой со следующего года целевого налога на пользование дорогами будет еще труднее.
Между тем население района уже привыкло к комфорту. Ведь хорошие дороги – это и общение между людьми, и развитие социальной инфраструктуры.
– Хорошо понимая это, мы в свою очередь будем стараться помочь дорожникам, – говорит глава администрации района Наиль Шакиров.