Конституционное право: взгляд из России и Германии

13 июня в Конституционном суде РТ открылся двухдневный научно-практический семинар “Конституционное правосудие в федерализме: какое единство и разнообразие являются желательными и возможными”.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

13 июня в Конституционном суде РТ открылся двухдневный научно-практический семинар “Конституционное правосудие в федерализме: какое единство и разнообразие являются желательными и возможными”.


В семинаре, организованном Конституционным судом РТ и московским представительством немецкого фонда им. Конрада Аденауэра, приняли участие председатели конституционных и уставных судов субъектов России, представители конституционной юстиции, депутаты Госсовета РТ, ученые из Казани, Москвы и Германии.


От имени Президента, Государственного Совета и Правительства Татарстана руководитель республиканского парламента Фарид Мухаметшин пожелал участникам семинара плодотворной работы, заметив при этом, что Россия делает лишь первые шаги к правовому государству и политическому плюрализму. “Но зачастую федеративный процесс, а если более конкретно – государственная национальная политика – строятся так, будто наша страна является моноэтнической. А между тем Декларация о государственном суверенитете и Конституция России принимались от имени многонационального народа”, – подчеркнул он. Ф.Мухаметшин отметил, что Госдума России нередко принимает законы, которые не учитывают права и интересы нерусских народов, идет ли речь об обязательном использовании народами России кириллицы или принятии закона о гражданстве РФ. По его словам, нельзя игнорировать тот факт, что Россия – это многонациональное государство, и федерализм призван обеспечивать, в том числе, и этнические интересы проживающих в регионах народов. “Стремление отмахнуться от этих проблем подрывает устои российского федерализма. А вопрос о том, в каких правах нуждается субъект Федерации и его народы, каким образом регион будет их реализовывать, должен решаться предметно с учетом его мнения”, – подчеркнул Председатель Госсовета РТ.


Ф.Мухаметшин также подробно остановился на проблемах равноправия субъектов России и разделения полномочий между регионами и федеральным центром. Говоря о концепции “разделенного суверенитета”, которую отстаивает Татарстан и которая нашла свое отражение в новой редакции Конституции РТ, он отметил, что федерализм в нашем понимании – это стремление укреплять Россию на принципах единства в многообразии. По его словам, разнообразие регионов – это мощный потенциал России, основа ее конкурентных преимуществ.


– Российская Конституция признает как суверенитет Российской Федерации, так и суверенитет республик в ее составе, – сказал Ф.Мухаметшин. – Статья 73 Основного Закона прямо указывает: вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это и есть формула разделенного суверенитета, а если говорить языком политики и права – разделенной ответственности за судьбу российской государственности. Мы убеждены, что федерализм вообще немыслим без делегирования ответственности. Считаю, что модель Федерации, которая базируется на распределении полномочий, уже доказала свою жизнеспособность.


Федерализм – это сочетание состязательности и сотрудничества, единства и многообразия, поэтому составляющие федеративную систему компоненты должны обладать реальными полномочиями. Важнейшая цель федеративного развития – это переход российского социума от существовавшего долгие десятилетия “федерализма силы” к “демократическому федерализму согласия”.


Об особенностях российского федерализма и перспективах его развития (и, в частности, о перспективах договорной практики) говорил в своем выступлении руководитель аппарата Счетной палаты РФ Сергей Шахрай.


О немецком опыте строительства государства участникам семинара рассказал профессор Рейнского университета им. Фридриха Вильгельма, доктор Райтер Флориан. Все субъекты Германии, которые называются землями, имеют свою государственность, полномочия земель и федерального центра дополняют друг друга. Основными чертами германского федерализма доктор Райтер Флориан назвал единство правового поля, субсидиарность, четкое разделение полномочий и их финансовую закрепленность и разделение бюджетов. В ведении федерального центра закреплены оборонные вопросы, эмиссия, безопасность страны и прочее. Ни одна германская земля не имеет права на выход из федерации. По словам Райтера Флориана, “эта возможность даже не рассматривается, так как основной принцип Германии – верность федерации”. Как отметил профессор, в германском федерализме есть черты унитаризма, и в этом его особенность.


Во второй половине дня участники семинара обсудили ряд актуальных вопросов и проблем конституционного права.


14 июня семинар завершил свою работу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще