4 апреля в Государственном Совете прошла встреча заместителя Председателя Госсовета Роберта Миннуллина и члена Президиума Госсовета Марата Галеева с группой ученых из Национальной академии наук США во главе с видным американским ученым и общественным деятелем, почетным директором Библиотеки конгресса США профессором Робертом Адамсом. Визит в Казань обусловлен большим интересом к этническим процессам и развитию системы образования в республике, а также к проблемам федерализма в России.
Парламентарии рассказали о последнем десятилетии развития нашей республики, истории принятия Конституции РТ 1992 года и Договора “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” 1994 года, через принятие которого федеральный Центр признал итоги референдума, а Татарстан – Конституцию Российской Федерации и после подписания которого в республике воцарилось политическое спокойствие. Не случайно по минимальности политических рисков последние три года Татарстан занимает первое место в России, а по инвестиционной привлекательности входит в первую пятерку субъектов РФ. Рассказ о работе над новой редакцией Конституции РТ, вызванной очень непростым процессом унификации российского законодательства, также был выслушан гостями с огромным вниманием и нашел полное понимание.
– Последовательная и открытая позиция Татарстана заключается в том, что регионы должны иметь определенные полномочия в отношениях с федеральным центром, – сказал М.Галеев. – Процесс интеграции должен одновременно сопровождаться децентрализацией власти. Это хорошо видно на примере становления Европейского Сообщества. Будущее России, ее реальная федерализация должны привести к такой модели государства, когда федеративные отношения будут формироваться снизу. Это вытекает из специфики страны: ее населяют не только многие народы, но и, по сути, разные цивилизации, разные культуры в самом широком понимании этого слова. И такую огромную страну можно объединить только при условии учета интересов этих культур.
Стороны согласились с тем, что в федеративном государстве должно быть понятие делимого суверенитета, а законодательство не должно иметь жесткий унитаристский характер. Это может быть губительно для России. Но, к сожалению, как отметили собеседники, в последние два года в стране произошел заметный отход от идей федерализма, заложенных в Конституции РФ, был принят ряд законов, которые ослабляют позиции регионов. По мнению директора Института социологии Российской Академии наук, профессора Леокадии Дробижевой, также принимавшей участие во встрече, сокращение числа регионов-доноров с 18 до 5-7 – лишнее тому подтверждение. Комиссия по разграничению предметов ведения между органами власти разных уровней, возглавляемая заместителем главы Администрации Президента РФ Дмитрием Козаком, насчитала около трехсот федеральных законов, которые вторгаются в полномочия субъектов Федерации.
Во всем мире существует проблема интеграции различных регионов и наций, отметил Р.Адамс. каким образом свести вместе их интересы? Во многих странах мира, да и в России это зачастую делается через насилие и повстанческую деятельность. Поэтому очень интересен позитивный опыт Татарстана, который отказ от насилия как способа разрешения споров сделал конституционной нормой и пошел по пути длительных переговоров с Центром с участием парламентариев, юристов, чиновников. Мы считаем, что Татарстан проявляет наиболее современный подход при решении этих сложных проблем. И этот уникальный опыт мог бы быть широко применим во всем мире.