Успеха в лесном хозяйстве республики можно добиться только добросовестной работой
Татарстанские леса, к сожалению, непривлекательны для инвесторов. Считается, что наша древесина не отличается высоким качеством, да и сами леса занимают чуть более 17 процентов территории республики. Но проблемы лесной отрасли не только в отсутствии инвесторов, но и в том, что порой сами в себя не верим.
Из 23 лесхозов республики 11 – имеют убыток от производственной деятельности, а 12 – получают лишь незначительную прибыль.
Эти цифры привел в своем докладе заместитель министра лесного хозяйства Рамиль Махмутов на совещании руководителей лесхозов в Нурлате. Он также отметил, что в ГБУ «Алькилес», «Арчалес», «Бугульмалес», «Лаешлес», «Калейлес», «Мензелялес» вовсе не ведется работа по оздоровлению финансового состояния. В такой ситуации не миновать задержек с выплатой заработной платы, которая в некоторых лесничествах ниже среднего уровня по министерству. Такими же низкими в структуре фонда оплаты труда остаются выплаты стимулирующего характера, выработка товарной продукции тоже невысока.
Однако Рамиль Махмутов уверен: при умелой организации труда и жестком контроле финансовое состояние отрасли можно улучшить.
Отрадно, что есть в республике хозяйства, способные поделиться положительным опытом. Одно из них – ГБУ «Нурлатлес», которое не случайно было выбрано для проведения ответственного совещания. Взять хотя бы такой факт, что нурлатцы хорошо продают необрезную доску осины и березы, тогда как другие хозяйства считают этот бизнес невыгодным.
– Мне тут сказки рассказывают, мол, лиственные деревья никому не нужны, – возмущался на совещании министр лесного хозяйства Наиль Магдеев. – А может, дело всего лишь в умении хорошо представить свой товар? Посмотрите, как у нурлатцев аккуратно, с прокладками, доски сложены. Здесь даже таким вещам, как внешний вид продукции, внимание уделяют…
С недавних пор нурлатцы научились самостоятельно затачивать цепи и производить шланги для своей техники. Последнее даже приноровились изготавливать для импортных «харвестеров», «форвардеров» и «мульчеров» – универсальных лесозаготовительных машин. «Свое» оказалось качественнее и дешевле. Если раньше одну новую цепь покупали за 400 – 600 рублей, то теперь заточка прежней обходится в 70. Чувствуете выгоду?
– Как-то ездили мы за опытом в Германию, там увидели дровокол финского производства. И себе такой заказали, – рассказал директор ГБУ «Нурлатлес» Ришат Ахметсагиров. – За станок заплатили 700 тысяч рублей, но окупился он за полгода! За час колет два «КамАЗа» дров, а это 10 тысяч рублей. В день с легкостью продаем пять машин с дровами, снабжаем все деревни в округе.
Нурлатцы давно забыли о ручном труде – используют механизм автоматической обработки древесины. Им не нужно поднимать тяжелые бревна, это сделает машина, а другое устройство счистит кору. Лопатой опилки тоже никто не собирает, они автоматически накапливаются в бункере, затем их продают фермерам.
Благодаря современным технологиям, опыту специалистов и бережному отношению к лесу в Нурлатском лесничестве люди в срок получают достойную зарплату.
– А у нас есть деятели, которые по четыре месяца зарплату своим работникам не выплачивают, – посетовал Наиль Магдеев.
И мало того, что не выплачивают положенное, на таких предприятиях оседают вновь полученные суммы. Так, на мероприятия по улучшению охраны труда для лесхозов республики было выделено 300 тысяч рублей. Однако ГБУ «Алькилес», «Бавлылес», «Зайлес», «Бугульмалес», «Лаешлес» не направили на решение этой проблемы ни рубля, тем самым нарушив условия коллективного договора, возмутился министр.