Сошел снег, и на лесных полянках, берегах рек, в оврагах, на обочинах дорог оттаяли мусорные кучи. Свалки будут расти, если не принять решительных мер в рамках традиционного весеннего республиканского двухмесячника.
В минувшее воскресенье министр экологии и природных ресурсов Артем Сидоров летал на вертолете над Казанью и пригородом. Отметил, что проблемными в городе являются придорожные полосы, частный сектор, строительные объекты, гаражные кооперативы, места рыночной торговли. Но более всего его расстроила неухоженная Березовая роща в поселке Мирном. По горячим следам туда выехала группа инспекторов и журналистов и сразу же наткнулась на завалы деревянных ящиков, бытовых и строительных отходов. Инспекторам Центрального территориального управления Минэкологии удалось оперативно установить виновных – ими оказались частные предприниматели, организации и войсковая часть. К нарушителям применяются меры административного воздействия.
Традиционный железнодорожный объезд по окраинам Казани и пригородным районам состоялся 18 апреля. Отряд проверяющих в составе Артема Сидорова, руководителя Росприроднадзора по РТ Фарита Хайрутдинова, глав районных администраций, представителей исполкомов муниципальных образований, ответственных железнодорожных начальников, а также большой группы журналистов, проехал на поезде в сторону Дербышек, а затем до станции Свияжск. Чиновники сосредоточенно смотрели в окна, фиксировали свалки, вели записи и постоянно звонили по телефонам, отдавая указания подчиненным.
Автор этих строк участвует в подобных поездках не первый год, так что есть возможность сравнить прошлое и настоящее. Четыре года назад чего только не обнаружили мы во время контрольной поездки! Мусорные кучи, особенно на окраинах Казани, были такими, что их впору вывозить десятками «КамАЗов». Особенно тревожной была ситуация в поселках, вошедших в черту города, дачных кооперативах.
Не скрою, нынче мы тоже фиксировали свалки, но их было гораздо меньше, как по количеству, так и по объемам. И даже окраины Казани не так обильно, как в прежние годы, были усыпаны старыми полиэтиленовыми пакетами, бутылками и консервными банками. А на станциях Юдино, Зеленый Дол, Свияжск, Дербышки старательно работали люди в оранжевых жилетах, собирая в мешки мелкий мусор. Наверное, о проверке их предупредили заранее – но лучше такая уборка, чем никакая.
Контроль за железной дорогой и ее объектами в Татарстане осуществляет Росприроднадзор по РТ. Фарит Хайрутдинов говорит:
– Территория непростая, здесь много населенных пунктов, садоводческих обществ, порой нелегко бывает разделить полосу отвода железной дороги и земли населенных пунктов. Раньше по этому поводу было много споров: чей это участок, кому вывозить мусор. Но с каждым годом находим все больше взаимопонимания. Сейчас все конкретно знают свои участки, следят за порядком.
Артем Сидоров, давая интервью журналистам на станции Свияжск, тоже подчеркнул: ситуация с мусором на железной дороги нынче лучше, чем в прошлые годы.
– Но работать предстоит еще очень много, – отметил министр. – Мы зафиксировали нарушения как федерального, так и республиканского законодательства. К сожалению, еще не достучались до многих предприятий и организаций на пути следования поезда, есть вопросы к частному сектору. Отчасти это связано с недостаточным количеством контейнеров для отходов. После объезда составим подробный план мероприятий, в этом будут участвовать и службы земельного кадастра, которые помогут определить владельцев проблемных участков. Я думаю, ситуация должна измениться. Ведь меры очень строгие, например, штраф за нарушение правил благоустройства для юридических лиц составляет 500 тысяч рублей, а при повторном нарушении – миллион.