Недавно с огромным удовольствием читала стихи Павла Барто о птицах. Удивительный поэт и орнитолог так образно, искренне и красочно описывает представителей царства пернатых, что словно наяву их видишь. Я бы сказала, что это не просто стихи, а учебное пособие. Замечательные строки в этом «птичьем» сборнике посвящены ремезу, которого автор называет хитрым мастером среди синиц:
В тростниковый пух
свой домик спрячет,
Клювом свяжет варежку
без спиц.
Он держать ее доверит ивам,
Пусть, когда начнут птенцы
кричать,
Станут ветры под речным
разливом
Колыбельку легкую качать.
Ремез обыкновенный – пичужка размером меньше воробья и весом не более 20 граммов из семейства синицевых – значится в Красной книге РТ как восстанавливающийся вид, требующий постоянного контроля. В середине XIX века эта птица на территории современного Татарстана обитала в пойме Волги и Камы и на всем протяжении реки Ик. А потом вдруг исчезла почти на сотню лет. Но в 1983 году ремез был замечен в Алексеевском районе, а затем – в Зеленодольском, Мензелинском, Заинском и ряде других районов. И даже в столице, на реке Казанке. Согласитесь, радостное событие. Тем более что мы имеем дело с очень полезной птичкой, уничтожающей вредных насекомых.
Ремез очень живая и энергичная птица. А еще – очень доверчивая. К ней можно подойти близко. У нее серая голова с черной маской и красно-бурая спина (у молодых птиц черной маски нет), голос – тонкий, протяжный свист, звучащий как «ции-ции». Во время гнездования самец ремеза много поет, привлекая избранницу своими серенадами. Питаются ремезы мелкими насекомыми, в небольшом количестве потребляют семена.
Но главной достопримечательностью этой синицы является гнездо, которое и впрямь, как подметил Павел Барто, напоминает варежку, висящую над водой на ветке вербы, ивы, тополя или березы. Это сложная и оригинальная конструкция, которая строится в течение примерно двух недель. Материалом для жилища ремеза служат растительные волокна и пух ивы или тополя, которые птицы превращают в мягкую и прочную войлокообразную ткань.
Отзимовав на юге Европы или Азии, ремезы возвращаются в свои домики весной, когда распускаются листья на деревьях, и сразу начинают готовиться к выращиванию потомства. Интересно, что гнездо строит преимущественно самец, причем не одно, а несколько. Затем самка выбирает себе лучшее, помогает в последних приготовлениях и откладывает 6 – 8 яиц. Вылупившиеся через две недели птенцы остаются в гнезде еще 16-18 дней, в течение которых их кормят оба родителя. После вылета птенцов из гнезда взрослые птицы заботятся о потомстве еще несколько дней, а затем семейная стайка до отлета кочует в зарослях по берегам водоемов.
Есть легенда о ремезе-отелло. Якобы, если самка неверна своему благоверному, он безжалостно замуровывает вход в гнездо, и она погибает от голода…
– Прошлым летом с группой ученых мы работали в заказнике «Чистые луга», который известен своими многочисленными островами и водоемами, – рассказывает известный казанский орнитолог Владимир Ивлиев. – Как-то утром я совершал обход по местным лугам да гривам, фиксируя встречи с пернатыми. И вдруг услышал характерный звук: «ции-ции». Сразу догадался, что это ремез, и, по всей видимости, у него здесь гнездо. Обследовал всю растительность в округе и обнаружил-таки висящую на ветке «варежку», связанную из пуха ивовых сережек, переплетенную паутинками, шерстинками и другим волокнистым материалом. Стенки постройки, подобно войлоку, были плотно скатаны. Тут уж я забыл обо всем на свете, достал из сумки фотоаппарат и стал фотографировать это гнездо, как говорится, в анфас и профиль. Вскоре и сам хозяин объявился, я и его щелкнул на память. Он, как видите, не возражал… Потом я всех своих коллег водил на экскурсию к этому гнезду, и они тоже радостно щелкали затворами. Потому что найти гнездо ремеза – большая удача. Кстати, слышал, что эти гнезда якобы обладают целебными свойствами. Очень прошу читателей – если вам попадется гнездо ремеза, не разрушайте его, ведь эти редкие птицы склонны возвращаться в свой дом в течение нескольких лет. А если его нет на месте – улетают навсегда…