Главное наше достояние – земля-матушка, каково к ней отношение, такова и отдача. Это своего рода закон для земледельцев, и жди беды, когда он нарушается. К сожалению, такое в России случается нередко.
В 2009-2010 годах общая площадь неиспользованных земель сельхозназначения в РФ составила 5,1 млн. гектаров. И даже в Татарстане, считающемся наиболее продвинутым сельскохозяйственным регионом, фиксируются факты «простаивания» земли, ее неэффективного и нецелевого использования. Сейчас, по данным татарстанского Управления Росреестра, без хозяйского пригляда у нас около 50 тысяч гектаров земли.
Казалось бы, ситуация не такая аховая, как, например, у наших ближайших соседей. Однако большое всегда начинается с малого, любую болезнь легче победить в зародыше. И, видимо, не случайно сразу после 17 января, когда коллегия Управления Росреестра по РТ проанализировала проблемы рационального использования земель в республике, Президентом Рустамом Миннихановым был утвержден перечень поручений, направленных на улучшение ситуации в сфере земельных отношений.
Задачи поставлены перед всеми ответственными структурами. Управлению Росреестра и Прокуратуре РТ предстоит до 1 апреля текущего года «провести анализ сделок с неиспользуемыми землями сельскохозяйственного назначения в пригородных районах Казани и Набережных Челнов, проводимых собственниками с целью ухода от трехлетнего срока, позволяющего изымать неэффективно используемые земельные участки».
Республиканские министерства сельского хозяйства и продовольствия, земельных и имущественных отношений, управления Россельхознадзора и Росреестра по РТ призваны уже к 1 мая «совместно с исполнительными комитетами муниципальных районов организовать проведение проверок целевого использования земельных участков, включенных в границы населенных пунктов для жилищного строительства, а также не-используемых государственных и федеральных земель, земель сельскохозяйственного назначения». Названным структурам совместно с Министерством лесного хозяйства РТ нужно будет разработать и внести предложения «по посадке древесно-кустарниковых защитных насаждений на неиспользуемых землях с низким плодородием почв и не подлежащих включению в сельскохозяйственный оборот».
Поручения главы республики определили план действий татарстанского Управления Россельхознадзора на ближайшие месяцы. Ведь именно это ведомство осуществляет в республике земельный контроль, отслеживает сохранение и воспроизводство плодородия почв, решает вопросы вовлечения в хозяйственный оборот отчужденных и неиспользуемых сельхозугодий.
Сроки исполнения поручений сжатые, и чтобы, как говорится, не оказаться у разбитого корыта, нужно действовать грамотно и безотлагательно. Об этом шла речь на «круглом столе», который на днях состоялся в Управлении Россельхознадзора. В нем также приняли участие специалисты Минсельхозпрода, Минзем-имущества, Управления Росреестра по РТ, журналисты.
…Грустное зрелище являют заброшенные участки. Они заросли травой, кустарником и даже деревьями, на многих образовались свалки, искусственные карьеры. Невооруженным глазом видно, что земля здесь не просто простаивает, но и утратила плодородие. На рекультивацию некоторых «владений» уйдут годы.
А ведь когда-то арендаторы клятвенно обещали районным администрациям и светлые перспективы, и новые рабочие места. Нет ни того, ни другого. Да и самих арендаторов приходится искать как ветра в поле. Самые проблемные в этом плане районы расположены ближе к Казани. И это стало поводом для подозрений – не для застройки ли коттеджами брали арендаторы эти участки?
О такой некогда взятой в аренду, а нынче заброшенной земле в Верхнеуслонском районе рассказал на «круглом столе» заместитель руководителя Управления Россельхознадзора Рахимзян Каримов.
«Этот участок площадью 400 гектаров сгубила, как мы знаем, вполне конкретная фирма, – сказал он. – Хотя по бумагам, которые арендаторы предоставляли контролерам, значилось, что за этим участком постоянно ухаживают… Как быть в таких ситуациях? Мало просто фиксировать наличие брошенной земли и грозить пальцем ее хозяину, необходимы жесткие и действенные меры. К сожалению, применяются они не всегда. И не потому, что мы или местные власти такие добрые».
В Верхнеуслонском районе совместными усилиями удалось ввести в оборот 1300 гектаров таких земель, поведал участникам обсуждения начальник отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по РТ Айрат Зарипов. «Сейчас, – сказал он, – мы ведем работу в Лаишевском, Рыбнослободском районах, на очереди – Тукаевский. Выезжаем на место, на уровне главы муниципального района проводим совещание, здесь же присутствуют руководитель исполкома, представители районной прокуратуры, специалисты Росреестра. Определяем актуальные, «горячие» земли, которые срочно нужно ввести в оборот. Какая наша главная цель? Чтобы землепользователи эффективно хозяйствовали на этих участках. Мы не стоим с мечом и не требуем непременного изъятия земли. Если арендатор или владелец справился и привел землю в надлежащее состояние – значит, мы добились успеха».
Начальник отдела государственного земельного контроля, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по РТ Алмаз Миннекаев напомнил участникам «круглого стола», что еще в начале прошлого года Рустам Минниханов поставил задачу взять под контроль земли сельхозназначения. Было поручено обратить особое внимание на неиспользуемые участки. «Мы обследовали все земли, – доложил Алмаз Миннекаев, – выявили более 75 тысяч неиспользуемых гектаров. Из них 35 тысяч гектаров не используются уже более трех лет, многие участки просто заросли».
По словам начальника отдела, технология действий была такой. Каждый куратор зоны (республика поделена на 6 таких зон) выезжал на место и фиксировал участки, которые не использовались по целевому назначению. Затем их перечень направлялся во все заинтересованные ведомства, в том числе в прокуратуру, ведь в основном пользователи сельских земель – юридические лица и индивидуальные предприниматели. В свою очередь республиканская прокуратура направляла необходимые бумаги в свои районные подразделения. И уже на местах выносились в адрес Управления Росреестра требования о проведении проверок. «Работа в этом направлении, можно сказать, кипела, – не без гордости проинформировал Алмаз Миннекаев. – В итоге в оборот возвращено немало участков, которые прежде пустовали. Сейчас неиспользуемых земель осталось около 50 тысяч гектаров».
«Наше министерство, – сказала начальник отдела Минземимущества Энже Абдуллина, – является уполномоченным органом, который подает иски в суд по принудительному изъятию тех земельных участков, которые, находясь в собственности, в течение трех лет не использовались по целевому назначению. Уже состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы, мы определили основные задачи, а также факторы, препятствующие работе. Собираемся регулярно проводить заседания группы по представляемым документам».
Заметим, что по статистике в Татарстане 47 процентов всех земель принадлежат юридическим лицам, 11 процентов – крестьянско-фермерским хозяйствам, 22 – находятся в собственности физических лиц, 15 – в госсобственности и около 5 процентов числятся как невостребованные доли. Неиспользуемые земли в настоящее время выявлены практически во всех районах. Больше всего их в Агрызском, Алькеевском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Лаишевском, Лениногорском, Мамадышском, Чистопольском, Спасском районах.
По мнению Алмаза Миннекаева, причины возникновения неиспользуемых земель разные. В пригородных районах Казани они зачастую используются не как объект сельскохозяйственного производства, а как объект капиталовложения. А вот в Спасском ситуация иная – там специалисты Росреестра обнаружили, что 1300 гектаров вообще не имеют собственника, в Агрызском площадь таких бесхозных участков составила 1500 гектаров.
Имеются еще земли, которые передаются в аренду и не используются непосредственно самими дольщиками. Это 2700 гектаров в Чистопольском районе, еще 2000 – в Лениногорском. Есть немало случаев, когда у арендатора или собственника просто не хватает финансовых средств, чтобы заниматься землей.
Законом предусмотрена процедура изъятия земель, отмечали участники «круглого стола», однако очень часто при возбуждении административного производства возникает проблема формирования законодательной базы. Она, к сожалению, недостаточная, особенно при определении признаков неиспользования участков сельскохозяйственного назначения. Порой даже наложить штраф проблематично. Нарушители идут в суд и обжалуют административное наказание. Например, предоставляют фотографию, подтверждающую, что они на своем участке скосили бурьян, и теперь, мол, нарушение устранено.
Большим подспорьем в этом плане станет постановление Правительства РФ, проект которого разработал Минсельхоз России в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Проект называется «Об утверждении признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации». Среди «признаков неиспользования» значатся: на земельном участке не ведется сельскохозяйственное производство, на пашне не производятся работы по возделыванию сельхозкультур и обработке почвы, на сенокосе не производится сенокошение, на пастбищах не ведется выпас скота, залесенность пашни составляет выше 15 процентов от площади земельного участка и т.д.
«Мониторинг сегодня остается работой многогранной и ответственной, – заметил Айрат Зарипов. – Инспекторов Россельхознадзора, которые обследуют земли каждый в своем районе, мы не случайно называем нашими героями. Ведь нагрузка на них ложится большая. Вообще, когда за тобой закреплено 5-6 районов, не каждый обеспечит стопроцентную отдачу. Поэтому Управление Россельхознадзора предлагает усилить работу исполкомов в этом деле. Недавно мы направили в исполкомы предложения о взаимодействии. Надеюсь, что согласованная деятельность даст хорошие результаты».
Госинспектор отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по РТ Шамиль Давлетшин развил эту тему применительно к невостребованным землям, как он сказал, «государственного профиля». Их ведь тоже немало, но выявлять становится все трудней. «Мы, инспекторы, на местах иногда не можем определить границы хозяйств. Во всех сводках, документах идут старые названия – СПК, ООО. Это порождает путаницу, уход от ответственности. Нельзя ли этот вопрос аккумулировать в одних руках, а именно – в сельских поселениях?»
И еще одна проблема, она всех волнует. В последние годы, заметил Шамиль Давлетшин, в районах переводят пашни в пастбища. По документам вроде бы все нормально, вопросов нет. Но на этой «пашне» сосны растут! По всему видно: не используются эти земли и под пастбища. А их хозяева уверяют: это пастбища… Все-таки земли должны использоваться по назначению.
«Будем выезжать на места, решать проблемы. Когда начнутся весенние полевые работы, начнем отслеживать ситуацию по максимуму: какие земли, чем их засеивать», – такова позиция ведущего советника отдела земельных и имущественных отношений Минсельхозпрода Ольги Демидовой. По ее мнению, в срок до 1 мая уложиться будет очень непросто. Но нужно постараться всем.
«Выполняя поручения Президента, сначала следует проверить целевое использование участков, расположенных в границах каждого населенного пункта, – считает Алмаз Миннекаев. – В этом случае Минземимущества собирает информацию по тем участкам, которые переведены из земель сельхозназначения в землю населенных пунктов. Мы эту информацию проанализируем. Сложнее решить вопрос с государственными и федеральными землями. В данный момент мы имеем перечень всех участков, которые последние три года попадали в списки неиспользуемых земель. Мы все эти участки сводим в один реестр и готовим информацию. Предлагаю этот перечень сделать, утвердить график выездов».
В завершение разговора журналисты предложили организовать телефон «горячей линии», чтобы жители, болеющие за свою родную землю, могли сообщать о различных нарушениях в ее использовании. Это предложение было одобрено.