Реквием по белорыбице

В Красной книге РТ есть «Аннотированный перечень видов животных, исчезнувших с территории Республики Татарстан в историческое время».

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

А также по черноспинке, севрюге, лососю каспийскому, сельди волжской, пузанку северокаспийскому…

В Красной книге РТ есть «Аннотированный перечень видов животных, исчезнувших с территории Республики Татарстан в историческое время». Неофициально его именуют «черным списком» – сюда занесены животные, которые когда-то обитали на территории нашей республики, но навсегда исчезли. Исчезли по разным причинам, но основная – слишком агрессивное вмешательство человека в природную среду.

Кстати, все вышеперечисленные обитатели волжских водоемов – ценнейшие промысловые рыбы, и перестали они быть нашими после того, как появилось Куйбышевское водохранилище, а Волгу перегородили многочисленные плотины. Не буду, как говорят, сыпать соль на раны и описывать природные напасти, свалившиеся на нас в связи с появлением «объекта века». Остановлюсь на рыбах, которых мы потеряли. Хотя бы для того, чтобы знать их «в лицо» и не упустить то, что еще осталось.

Стерлядь, например, еще не занесена в Красную книгу РТ, но только за минувшие 20 лет ее поголовье в Волге многократно сократилось. К тому же и обмельчала стерлядь до неприличия. Знакомый рыбак, который в начале девяностых годов занимался промышленным ловом на Волге и Каме, рассказывал, что в ту пору стерляди было еще достаточно. Некоторые выловленные экземпляры достигали метра в длину и 15 килограммов веса.

– Похоже, вот-вот пополнит список исчезнувших в Татарстане рыб белуга, – считает доцент биологического факультета КФУ Игорь Галанин. – Практически все виды рыб из «черного списка» шли к нам на размножение, а жили в Каспии. Они исчезли в связи с зарегулированием Волги. Плотины перекрыли пути нерестовой миграции той же черноспинке – эта крупная селедка была у татар самой любимой рыбой, а также сельди волжской, каспийскому лососю.

Малек лосося каспийскогоСеврюга, по словам Игоря Галанина, и до зарегулирования считалась в наших водах редкой рыбой, ведь ее основной нерестовый ареал расположен в низовьях Волги. Плотины окончательно отсекли путь к нам и деликатесной осетровой севрюге, и очень вкусной селедке – пузанку северокаспийскому.

– Вообще-то, когда возводили Куйбышевское водохранилище, предполагалось, что проблема решится с помощью специальных подъемных устройств, которые откроют ценным рыбам путь на нерест, – продолжает ученый. – Но планы так и остались планами. Не оправдались надежды и на рыбоводные заводы, которые тоже предполагалось создать… Конечно, некоторые из ценных рыб вроде бы успели «зацепиться» у нас и выжить в новых условиях, например, белуга, осетр даже размножались – а куда деваться… Но последняя информация о белуге относится к 70-м годам прошлого века, когда была поймана молодь этой рыбы. И, похоже, все…

Доктор биологических  наук, профессор Казанского университета Валерий Яковлев полагает, что, кроме зарегулирования Волги, есть и другие причины сокращения количества ценных рыб. Например, «воду мутят» рыбы, именуемые в научной среде вселенцами, то есть чужеродные виды, которые, как правило, сильнее местных. Проникнув в наши водоемы, чужие малоценные рыба-игла, бычки поедают донные организмы. А это – конкуренция.

Откуда берутся вселенцы? Судоходство тому способствует. Многие организмы присасываются, прилипают к корпусам кораблей и совершают вместе с ними по морям-океанам долгие  путешествия. Или вот еще один путь –  чтобы судно сильно  не качало в океане, в трюм закачивают балластную воду, которую по прибытии в порт назначения выливают.  Так в американские Великие озера, перескочив Атлантический океан, попала маленькая российская рыбка  ерш и стала там большой проблемой, поедая икру местных рыб.

В последнее время с прилавков рыбных отделов исчезла каспийская килька. Знаете, почему? Виноват гребневик мнемиопсис – хищный медузообразный организм величиной с кулак, – поясняет профессор Яковлев. – Ученые считают его страшнее всех браконьеров вместе взятых. Родина этой твари – атлантическое побережье Америки, а в каспийских водах этот гребневик был впервые обнаружен в 1999 году. Сюда он попал с балластными водами из американских судов. Так вот этот чудовищно размножившийся в Каспии океанский пришелец питается зоопланктоном – пищей кильки – и буквально на глазах истребил все запасы, заставив тем самым нашу каспийскую кильку умирать от голода. И практически умереть.

Между тем килька является кормом для ценных осетровых – белорыбицы, например. В 30 – 40-е годы ее вылавливали в Каспии до полутора тысяч тонн в год. Но уже в 50-е улов белорыбицы не превышал и полтонны.

Заметим, что в 70-е годы белорыбица вновь стала объектом промысла, ее стали разводить в неволе, на специальных заводах. Но с 2000 года промысел не ведется: из-за прожорливого мнемиопсиса, уничтожившего кильку, нечем стало питаться и белорыбице.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще