Живешь на земле – посади дерево

Мировое сообщество озабочено состоянием главного экологического каркаса на земле – леса и предпринимает все меры по его сохранению.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Нынешний год объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом лесов

Мировое сообщество озабочено состоянием главного экологического каркаса на земле – леса и предпринимает все меры по его сохранению. В рамках этой акции 14 мая состоится массовая посадка деревьев в России. В Татарстане в ней примут участие свыше 15 тысяч человек, которые посадят более 800 тысяч саженцев, общая площадь новых лесов составит 350 гектаров.

– Было бы желание, а работа найдется всем, – уверяет министр лесного хозяйства республики Наиль Магдеев (на снимке), который с особым нетерпением ждет этого дня и обещает всех неравнодушных обеспечить посадочным материалом. Он считает, что подобные акции должны стать доброй традицией для нашей малолесной республики.

Мы встретились с Наилем Гамбаровичем в канун акции, главной темой разговора стал лес-батюшка со всеми вытекающими из него в нашем регионе проблемами.

– Известно, что леса в Татарстане распределены неравномерно, есть районы, где их доля превышает 40 процентов (Нурлатский), а есть и такие, где лесов кот наплакал – всего 3-4 процента (Дрожжановский, Чистопольский, Атнинский) от общей территории республики. Наверное, именно малолесным регионам при посадке уделяется первостепенное значение?

– Это бесспорно, ведь оптимальный размер лесистости для зоны смешанных лесов составляет не менее 25% от общей площади, а у нас доля лесного фонда в структуре земель республики равна лишь 18 процентам. Мало, конечно, но наших «аутсайдеров» нужно подтянуть хотя бы до этой цифры. Леса нужны также юго-востоку, Закамской зоне, где много оврагов, крутосклонов, неудобий. И вообще, на мой взгляд, все площади, не занимаемые землями сельхозназначения, должны использоваться для защитного лесоразведения. Любой здравомыслящий человек понимает, что основа жизнедеятельности человека – окружающая его среда. Лес – ее особый микроклимат, источник кислорода и других необходимых для жизни полезных веществ. Где растет лес – там есть и вода, ученые этот факт доказали.

– Как сегодня развивается лесная отрасль в республике и какую долю в ней занимает лесовосстановление?

– Если в целом анализировать лесное хозяйство, то нужно говорить об использовании лесов, которое включает в себя и лесовосстановление. Аксиома, что после определенного возраста лес должен вырубаться, иначе он деградирует и работает во вред. При этом нужно плодотворно использовать вырубленный лес, перерабатывать его, а на место старого высаживать молодые посадки. Так устроена природа. Если этого не делать, что пока, к сожалению, происходит на большей части Татарстана в силу объективных или субъективных причин, то лес становится валежником, начинает поглощать кислорода больше, чем нужно. Поэтому ищем такие технологии (и они есть), которые помогут эффективно использовать наш малопродуктивный лес, состоящий в основном из мягколиственных пород. Мы уже убедились в том, что осину и березу можно также эффективно перерабатывать и получать качественные, востребованные материалы, например, для строительства.

В особой экономической зоне «Алабуга» сегодня строится завод по переработке мягколиственной древесины, ее предполагается поставлять туда около миллиона кубометров. Тем самым решим проблемы использования и воспроизводства лесных ресурсов, ведь лес – возобновляемый ресурс. А на освободившихся после рубки площадях будем высаживать молодой лес – на промышленной основе. Чтобы цепочка была замкнутой, строим современный селекционно-семеноводческий центр в Сабинском районе на федеральные и республиканские деньги по технологии ХХI века. Его годовая мощность – 12 миллионов саженцев сосны, ели, лиственницы. Всем хватит.

– Министерство занимается посадками по долгу службы, а как в этих акциях участвует население? Посадил дерево возле дома или на даче – хорошо. Но лесопосадка требует грамотного подхода. Есть ли в республике программа по привлечению населения к посадке деревьев?

– К сожалению, практики массового привлечения людей к лесовосстановлению, как это принято в цивилизованных странах Европы, у нас пока нет. Потому что не сформировалась в российском обществе ответственность за лес. Нужна определенная культура, повседневная работа государственных органов по формированию у граждан уважения к окружающему миру. Пока такой менталитет России не присущ, экологическое воспитание пробуксовывает. Взять прошлый год, когда вопрос шел о лесосохранении: сколько раз мы предупреждали людей, чтобы не ходили в лес, не жгли костры. В такую жару от любой искры, даже от беспечно брошенной под куст бутылки, может вспыхнуть огонь и сгореть не один гектар леса. Не всегда и не все слушали… Так что у нас в обществе нет не только культуры лесовосстановления, но даже лесосохранения. Вот люди жалуются на захламленность лесов, спрашивают – что делать? А не задать ли этот вопрос самим людям? Ведь они же и виноваты.

На днях смотрел по одному из российских телеканалов сюжет о том, как 8-9 мая люди отдыхали на природе. Сначала они интеллигентно располагались под кронами деревьев и кустарников, но потом шли шашлыки, прием горячительных напитков – интеллигентность испарялась… Одна бабушка, которая сидела на скамейке и наблюдала за происходящим, констатировала: никто после себя ничего не убирает…

Представить себе такое отношение к природе в Европе невозможно! Каждый на природе должен убрать за собой сам, и эту потребность нужно прививать детям с молоком матери.

– А я вот недавно была в Альметьевске, и там все леса, которые окружают город, закреплены за предприятиями и организациями, которые за ними ухаживают. Установлены стенды, на них обозначены ответственные за тот или иной лесной участок. В Казани тоже, слышала, некоторые коллективы берут шефство над парками и скверами.

– Это хорошая практика. Но она во многом зависит от напористости первых руководителей, которые в силу свого административного влияния могут взять инициативу в свои руки. Генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов в прошлом году вместо запланированных 11 организовал в Альметьевске посадку 12 километров защитных лесонасаждений. В Нижнекамске лесовосстановлением успешно занимаются руководители ОАО «ТАНЕКО» и «Нижнекамскнефтехим» Хамза Багманов и Владимир Бусыгин, главы других крупных компаний. Хотелось бы видеть больше активности в этом вопросе от общественных организаций.

– Сможем ли мы нынче достойно защитить наши леса от пожаров?

– В республике имеются леса государственного лесного фонда, принадлежащие Минобороне РФ, муниципалитетам, есть защитные лесонасаждения, за которые отвечает Министерство транспорта и дорожного хозяйства, особо охраняемые природные территории федерального значения. Каждое ведомство несет ответственность за содержание, сохранение, воспроизводство своих лесов. По-разному… Но благодаря четкой вертикали власти, которая сложилась в Татарстане, у нас, на мой взгляд, порядка больше, чем в других российских регионах. И это общепризнанный факт. Мы не делим леса на федеральную и республиканскую собственность, особенно во время пожаров, тушим их всем миром. И лишь после разбираемся, чья это собственность.

Если говорить о нынешней готовности к пожаро-опасному периоду, то уроки из прошлого горящего лета мы извлекли сполна, хотя в республике и не случилось крупных пожаров. Дополнительно разворачиваем четыре пожарно-химические станции на условиях софинансирования – федеральный бюджет выделяет нам 140 миллионов рублей, столько же республиканский. Это будут мощные структуры, оснащенные современной техникой, в Пригородном, Сабинском, Лениногорском и Кайбицком лесничествах.

В зимний период с учетом недостатков и ошибок прошлого лета провели дополнительное обучение всех категорий наших специалистов, имеющих отношение к тушению лесных пожаров. По договоренности с МЧС РТ нам выделяется дополнительно 10 пожарных автомобилей на базе «ЗИЛ-131», которые будут задействованы в потенциально особо пожароопасных районах. Дополнительно по указанию Президента РТ выделены средства на авиапатрулирование – три миллиона рублей, столько же из федерального бюджета. Сейчас над республикой постоянно патрулирует пара бортов, наблюдая за ситуацией в лесу сверху. Ведь пожар всегда легче предупредить, чем погасить.

Мы также подписали соответствующие документы с соседними регионами: Марий Эл, Башкортостаном, Чувашией, Кировской, Самарской областями. На сопредельных территориях в случае лесных пожаров будем друг друга оповещать, подтягивать силы и средства для совместного тушения. Подписано соглашение с министром внутренних дел Асгатом Сафаровым в части патрулирования мест пребывания граждан вокруг крупных городов. Собираемся также взаимодействовать с военным комиссариатом по призыву в пожароопасный период военнослужащих запаса. В прошлом году 400 человек таким образом были привлечены к тушению пожаров. Кстати, Татарстан – единственный регион в России, использующий такую практику. Считаю, что все средства хороши, главное – не допустить лесных пожаров.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще