Апрельская песня белой лазоревки

До чего же весело щебечут за окном синицы, перелетая с ветки на ветку, радуясь, что пришла весна. Пичужки эти ярко раскрашены: голова, крылья и хвост голубые, «щеки» белые с черной окантовкой, брюшко желтое, а спина зеленая.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Эта птичка встречалась даже в Казани

До чего же весело щебечут за окном синицы, перелетая с ветки на ветку, радуясь, что пришла весна. Пичужки эти ярко раскрашены: голова, крылья и хвост голубые, «щеки» белые с черной окантовкой, брюшко желтое, а спина зеленая.

Орнитологи называют их лазоревками обыкновенными, в нашей местности они обычны и многочисленны. Но изредка в стайке простолюдинок-синичек можно встретить необычную белую синицу. Ее так и называют – белая лазоревка, еще одно название – «князек». Птица эта из отряда воробьинообразных и семейства синицевых занесена в Красную книгу РТ как редкий вид, численность которого продолжает сокращаться. Она также входит в Красную книгу РФ.

Когда мы попросили рассказать о белой лазоревке известного орнитолога республики, сотрудника Волжско-Камского биосферного заповедника Анвара Аюпова, он явно обрадовался. Оказалось, это его любимая птица, покорившая его особой красотой, нежностью и беззащитностью.

  Впервые белую синичку Анвар Аюпов увидел в 1973 году на Саралинском участке заповедника, где он вел учет птиц. Дело было в октябре. Бросив прощальный взгляд на поредевшие заросли рогоза и камыша на берегу залива, на вившуюся над ними стайку синиц, Аюпов уже собирался уходить, как вдруг услышал необычную птичью трель: циррь, циррь. Затем и вовсе последовала короткая звонкая трель на высоких нотах, похожая на звук колокольчика: ци-ци-циррррьзь. Однозначно, это не голос обыкновенной лазоревки, этот выше и нежнее. Пристальнее всмотрелся в птиц – точно, одна из них редкая белая лазоревка.  

Другая совершенно курьезная встреча с белой лазоревкой случилась у Аюпова спустя лет десять в Мензелинском районе. Осенью забыли в кустах штормовку, так она там и прозимовала. А весной ученые вновь вернулись на прежнее место, разбили лагерь. Каково же было их удивление, когда в рукаве забытой штормовки обнаружили свитое белой лазоревкой гнездо, в нем уже было четыре птенца.

– В течение нескольких дней, пока птенцы находились в гнезде, мы с удовольствием наблюдали за этой семейкой, – вспоминает Анвар Сабирзянович. – Примечательно, что птицы на нас не обращали ни малейшего внимания, словно чувствовали, что мы к ним – с добром. Да и безопаснее с нами было.

К сожалению, в середине ХХ века практически на всем пространстве ареала белой лазоревки, в том числе на территории Татарстана, произошло сокращение численности вида – в связи с антропогенной трансформацией (гидростроительством, мелиорацией, сельскохозяйственным освоением пойменных земель).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще