Филина в лесу скорее услышишь, чем увидишь

Как-то в марте уже почти в сумерках выбирались мы на лыжах из безмолвного старого леса в Пестречинском районе. И вдруг тишину разрезал мощный глухой и низкий звук – “у-ух”.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Как-то в марте уже почти в сумерках выбирались мы на лыжах из безмолвного старого леса в Пестречинском районе. И вдруг тишину разрезал мощный глухой и низкий звук – “у-ух”. Сердце чуть не остановилось от страха: волки, что ли?

Но грозные “у-ухи” совсем не походили на протяжный вой, они были отрывистыми, частыми и вскоре слились в единый гул. А закончилось это жуткое лесное пение визгливым хохотом вперемешку с громким щелканьем. Тут уж совсем страх прошел, стало ясно, что никакие это не волки, а филин, которого в народе не случайно прозвали пугачом. Именно в марте у филинов начинается брачный период, во время которого они так своеобразно признаются друг другу в любви и желании завести потомство. Оно появляется в виде двух-трех пушистых малышей в мае, в июне птенцы покидают гнездо, но самостоятельно летать начинают лишь через сто дней после рождения. Свои гнезда филины чаще всего располагают прямо на земле. Иногда занимают дупла или старые гнезда других птиц.

Филин – птица из отряда совообразных и семейства сов – занесен не только в Красную книгу Татарстана, но и России, а также в ряд международных природоохранных документов. В нашей республике филин считается видом, находящимся под угрозой исчезновения. Впрочем, по мнению известного в Татарстане орнитолога, автора книги о хищных птицах Татарстана, сотрудника отдела биоразнообразия Министерства лесного хозяйства РТ Юрия Павлова, это определение не совсем верно – филины у нас в последние годы встречаются довольно часто. Зафиксированы его появления в Алексеевском, Арском, Верхнеуслонском, Балтасинском, Буинском, Мамадышском, Альметьевском, Тетюшском, Камскоустьинском и других районах. Юрий Павлов уже десять лет наблюдает пару филинов, постоянно живущих близ деревни Альведино в Пестречинском районе. В последний раз он “общался” с ними в прошлом году.

– Филин – достаточно крупная птица, ее вес достигает трех килограммов и даже больше, размах крыльев приближается к двум метрам, – рассказывает Юрий Ирекович. – Из всех сов Татарстана (их у нас 12 видов, и все занесены в Красную книгу) филин – самая крупная. Он медленно, словно нехотя, взмахивает своими огромными крыльями, может парить в воздухе (чего другие совы не умеют) и при этом обладает столь высокой скоростью полета, что способен поймать грача. Мне доводилось встречать филина на окраине Казани. Точно знаю, что в районе Фермы-2 весной он появляется постоянно. А как-то филин был замечен в небольшом сквере возле КГУ. Года два назад зимой довелось столкнуться с филином в Сабинском районе. Хотя саму птицу тогда не увидел, но следы ее охоты были налицо, а именно –

растерзанные зайцы.

На круглой голове филина, как и у других сов, свободно вертящейся во все стороны, красуются симпатичные пушистые ушки. Правда, никакого отношения к настоящим ушам они не имеют – это просто пучки длинных темных перышек. Точно такие же, кстати, имеются у совы ушастой, которую непрофессионалы часто путают с филином. В самом деле ошибиться легко, можно сказать, что эти виды – двойники. Но есть одно существенное различие: ушастая сова весит всего 230-250 граммов.

Пожалуй, филин не только самая большая, но и самая красивая сова в наших краях. Глаза у него яркие, большие, красно-желтые с черными зрачками. Окраска перьев – от темно-рыжей до оранжевой и золотисто-охристой, с резкими продольными пестринами и тонким поперечным рисунком на боках и брюхе.

Замечательная наружность, внушительные размеры и странные пугающие ночные крики филина издавна привлекали к себе внимание людей. И поэтому с этой птицей связано немало легенд и поверий. Так, в Германии голос филина принимали за крики духов умерших под предводительством бога бури Водана и лай его собак.

Не любит филин встречаться с человеком, да и с представителями животного мира, в том числе своего птичьего окружения, совсем не дружен. Днем он старается подальше спрятаться в непролазной лесной чащобе, лишь в сумерках позволяет себе распахнуть огромные крылья, и тогда – держись, округа! Он способен охотиться из засады, а бесшумный полет обеспечивает филину-охотнику исключительную внезапность нападения. Не только мыши и зайцы становятся его добычей, но и лисицы, косули, земноводные, крупные насекомые, иногда рыба, а также пернатые сородичи, в том числе совы. За это коварство, очевидно, филина люто ненавидит вся птичья братия. Стоит ему в светлое время суток потерять бдительность и раскрыть свою засаду, как сразу же к нему со всех сторон слетаются стаи птиц – от крошечных корольков, пеночек и синиц  до ворон и соколов. Все они с возмущенным криком кружатся над филином, а некоторые даже норовят ударить его клювом или когтями.

Интересно, что филина можно использовать в качестве ловчей птицы, правда, обучать его этому занятию крайне сложно. Практикуется охота с филином “на подсадного”, основанная на ненависти к нему всего пернатого царства. Для этой охоты сооружается в определенном месте шалаш или землянка с боевыми окошками. Затем устанавливается неподалеку на столбе сиденье для филина. Охотник прячется в шалаше, дергает за веревку, привязанную к ноге филина, тот хлопает крыльями. На этот звук слетаются птицы, которые и становятся объектом охоты. Вместо филина в “кресло” иногда сажают чучело или механического филина, который, если дернуть за веревку, взмахивает крыльями и вертит головой.

Но если откровенно, столь варварский способ охоты не для нашей местности, у нас филин, несмотря на свои кровожадные пристрастия, птица редкая и строго охраняемая. К тому же очень полезная, ведь самая излюбленная пища филинов, как и вообще сов, – мышевидные грызуны. И даже если филин съест рыжую полевку, зараженную опасным для человека заболеванием – геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС), – то не становится носителем этого недуга. Потому что его желудочный сок обладает такой высокой кислотностью, что способен растворять самые крепкие кости, не то что возбудителей ГЛПС. Но есть одно “но”, о котором должны помнить орнитологи, охотники и другие люди, которые так или иначе могут соприкоснуться с этой птицей. Зараженными ГЛПС могут оказаться перья филина. Так что лучше его не гладить…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще