Ряд злободневных вопросов федерального уровня рассмотрели 1 февраля на расширенном итоговом совещании территориальных органов Министерства природных ресурсов и экологии России, действующих на территории Татарстана. В совещании принял участие Премьер-министр РТ Ильдар Халиков.
О своей деятельности в 2010 году и о стратегических задачах на будущее рассказали руководители Управления Росприроднадзора по РТ, Управления по недропользованию и Отдела водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов.
Как известно, ряд предприятий, объектов и территорий в Татарстане (например, Волжско-Камский природный биосферный заповедник, национальный парк “Нижняя Кама”) находятся в федеральном подчинении. Бесспорно, их деятельность имеет огромное значение для жителей Татарстана, ведь природа у нас одна, и разделение охраны окружающей среды на федеральную и республиканскую по большому счету условно. Лишь в тесной связке можно добиться успеха, и не случайно на коллегии присутствовали республиканские министры – экологии и природных ресурсов Артем Сидоров, лесного хозяйства Наиль Магдеев, другие ответственные руководители регионального уровня.
Одной из основных тем разговора стала ситуация в отрасли нефтедобычи. Одновременно с ОАО “Татнефть” добычу “черного золота” на территории республики ведут десятки малых нефтяных компаний. И если “Татнефть” уже давно является признанным лидером в природоохранной деятельности, то у “меньших собратьев” в этой сфере далеко не все благополучно. Так что стражам экологической безопасности приходится вести разъяснительную работу, штрафовать нарушителей. Отрадно, что за последние три года снизилось количество системных нарушений в нефтедобывающем секторе. И это, как отметил заместитель руководителя департамента Росприроднадзора по Приволжскому округу Иван Дудко, прежде всего – результат грамотной, профессиональной деятельности местных инспекторов – защитников природы.
Особое место на коллегии занял разговор о воде, без которой, как известно, “ни туды и ни сюды”.
– Вода – важнейший природный ресурс, – отметил руководитель Росприроднадзора по РТ Фарит Хайрутдинов. – Как показало минувшее аномально засушливое лето, она требует не просто бережного к себе отношения, но грамотного, профессионального подхода. То есть нарушения при добыче воды, а также при водопользовании, должны быть сведены к минимуму, иначе не миновать беды.
Подробно на характеристике и состоянии водных объектов – прежде всего, Куйбышевского водохранилища, являющегося основным питьевым резервуаром для республики, – остановился руководитель Отдела водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового управления Ильгам Шаяхметов. Он заострил внимание на катастрофическом обмелении этого водоема, причиной чему стали не только экстремальные погодные условия, но и не совсем правильная политика в эксплуатации самого крупного в Европе рукотворного водохранилища. Поэтому сегодня очень актуальны конструктивные перемены в эксплуатации всех равнинных водохранилищ в России.
Премьер-министр Ильдар Халиков высказал свою обеспокоенность ситуацией с затонувшими кораблями и ликвидацией прочего мусора, скопившегося на дне наших крупных водных артерий и требующего утилизации. Напомним, что эта проблема особенно остро “всплыла” в республике в 2007 году после публикации в газете “Республика Татарстан” и совещания по теме затонувших кораблей в Кабинете Министров РТ. Была составлена программа, намечен план действий по решению проблемы, рассчитанный на ближайшие годы. И если поначалу работа по утилизации речного мусора активизировалась, то в минувшем году похвастать особо нечем… Десятки затонувших судов продолжают ржаветь в акватории Куйбышевского водохранилища, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды.
Кто ведет мониторинг, отвечает за этот процесс? Вопрос Ильдара Халикова повис в воздухе. К сожалению, заниматься утилизацией затонувших судов сегодня никто особо не торопится. Одна из причин тому, как попытался оправдаться Ильгам Шаяхметов, – отсутствие должного федерального финансирования. Тем не менее, убежден Премьер-министр, в любом случае работу в этой сфере необходимо оживить.
Но есть еще одна причина пробуксовки решения проблемы затонувших судов – это отсутствие четкого контроля. Кто в первую очередь должен руководить процессом, отвечать за него? На этот вопрос, увы, четкого ответа на коллегии не прозвучало. Были названы инспекция по судоходству, природоохранная прокуратура… Но ведь последняя, напомним, лишь надзорный орган!
Так что, наверное, еще не раз придется нам говорить и писать на эту тему, побуждая власти к скорейшему решению насущной проблемы.