Зимой о мусоре говорят мало. По понятным причинам – не видно его под снегом. Вот придет весна, растает белое покрывало и обнажит землю. Тогда и начнется поход за чистоту. А пока нам, так сказать, предоставлена передышка и возможность поразмышлять на больную мусорную тему.
Да, в последнее время в республике, в первую очередь в городах и райцентрах, появилось немало полигонов ТБО, оборудованных линиями по сортировке отходов. Но вот в деревнях и селах проблема утилизации мусора продолжает оставаться актуальной. Прежде всего потому, что практически никакой цивилизованной системы сбора ТБО во многих сельских населенных пунктах не существует. Бытовой, строительный и прочий мусор сельчане складируют кто во что горазд. Те, у кого есть личные машины, упаковывают отходы в мешки или коробки и вывозят за пределы села. Другие не стесняются выбрасывать мусор в соседние овраги, лесочки, а то и просто вываливать хлам на обочину дороги.
Кого винить в беспорядке, кого наказывать? Ну, конечно, скажете вы, равнодушных к родной природе сельчан, которые не хотят (ленятся, не приучены) утилизировать мусор цивилизованно. Но так ли на самом деле виноваты сельские жители в том, что бросают отходы где попало? Попробуем разобраться.
Вот живописное, богатое, самое большое по количеству жителей (3 тысячи человек) в Пестречинском районе село Шали. Люди здесь живут трудолюбивые, любящие свой родной край. Директор местной средней школы Минзифа Хасанова два часа кряду водила меня по селу, показывая его достопримечательности, знакомя с интересными людьми. Честно признаюсь, не успевала восхищаться. Например, новенькой мечетью, великолепным школьным музеем, прямыми асфальтовыми дорогами. Но вот зашел у нас разговор о мусоре, вернее, о системе его утилизации в Шалях, и Минзифа Гильмеевна как-то сразу сникла. Тяжело вздохнув, призналась, что с утилизацией мусора в Шалях, как, впрочем, и во многих других селах, дела обстоят неважно. Каждый житель сам озабочен этой проблемой и решает ее на свой страх и риск. Вот семья Минзифы Гильмеевны уже давно приноровилась собирать мусор в мешки, а затем попутно отвозить его в Казань на какую-нибудь местную помойку. Везти специально отходы на санкционированную свалку в Пестрецы или Самосырово во всех отношениях невыгодно: во-первых, далеко, во-вторых, там за то, что ты привез и сдаешь мусор, берут деньги, и немалые. Другие жители пытаются сжигать мусор по осени или весне на своих участках, третьи – легко выкидывают его за ворота или заполняют им ближайшие овраги и заросли кустарника. Были попытки установить в определенных местах контейнеры для сбора ТБО, но они успехом не увенчались. Ведь мусор надо периодически вывозить, что тоже денег стоит. Но даже не это главное – как-то очень легко и быстро исчезли контейнеры с сельских улиц…
– Обычно весной мы со школьниками устраиваем нечто вроде экологической акции, – рассказывает Минзифа Гильмеевна, – обходим вокруг все наше село и собираем мусор. Вы не представляете, сколько его обнаруживается! И это, пожалуй, на сегодняшний день единственное, что делается в нашем селе по уборке мусора, причем школьниками и учителями. Наверное, местным властям надо обратить более пристальное внимание на проблему сбора и утилизации мусора в сельских населенных пунктах.