Более 130 плавсредств, затопленных в разное время в акваториях Казанки, Волги и Камы, предстоит вытащить из воды и утилизировать татарстанским специалистам.
По предварительным данным, 134 судна разного водоизмещения – от небольших катеров до теплоходов и барж – покоятся нынче на дне крупных рек республики. Как отметила на состоявшемся вчера в Кабинете Министров РТ совещании прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Вера Солдатова, это один из самых высоких показателей по Волжскому бассейну. Причем данные, повторим, предварительные: по словам выступившего на вчерашнем совещании прокурора Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Олега Даминова, на самом деле судов-“утопленников” может быть в полтора раза больше.
Их утилизация, по мнению открывшего совещание Премьер-министра Ильдара Халикова, – это не только вопрос экологического состояния водоемов и рек. Сегодня, когда произошло существенное снижение уровня воды в водоемах республики, обострилась проблема безопасности судовождения. В Татарстане еженедельно два-три судна садятся на мель. Наличие затонувших судов и захламление акваторий создают серьезную угрозу.
Еще в октябре 2008 года Кабинетом Министров была утверждена республиканская целевая программа “Очистка акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших плавсредств на 2009-2011 годы”, предусматривающая не только подъем затонувших судов, но и меры по утилизации выбывших из эксплуатации, брошенных плавсредств. За время ее реализации из воды поднято и утилизировано всего девятнадцать судов. Простой арифметический расчет подсказывает, что усилия в этой области нужно не удваивать или утраивать, а как минимум удесятерять, чтобы привести реки и берега в надлежащее состояние хотя бы к Универсиаде-2013.
Премьер-министр предложил задействованным в этих мероприятиях ведомствам в ближайшие дни составить полный реестр “утопленников” и ежемесячный план работы по подъему судов.
“В конце этой недели, несмотря на все праздники и отпуска, я жду от Министерства транспорта и дорожного хозяйства точного графика – сколько и какие суда будут подняты в ноябре, в декабре и так в течение ближайших четырех месяцев”, – предупредил Ильдар Халиков.
Нынешнее обезвоживание республиканских рек и водохранилищ не только сузило “коридор” для движения судов, но и – нет худа без добра – вывело на свет божий все, что было затоплено у берегов. То есть операция по подъему плавсредств существенно удешевилась, ее можно осуществить без привлечения многотонных речных кранов и другой мощной техники.
“А уж по весне, – сказал Ильдар Халиков, – можно будет заняться подъемом того, что затонуло, с глубины”.
Что ж, деньги нужно считать всегда, ведь подъем одного судна со дна речного обходится в 400-700 тысяч рублей.
Завершая совещание, Премьер-министр подчеркнул, что все затонувшие суда на территории Татарстана должны быть подняты в короткие сроки. И тот факт, что далеко не всегда можно выяснить владельца судна-“подводника”, не должен останавливать работу. Собственников, которые должны платить за подъем и утилизацию своих плавсредств, искать нужно, но – параллельно основной работе.