Парадокс мусорной неиссякаемости

Несмотря на огромное количество несанкционированных свалок, которые были ликвидированы в Татарстане в ходе прошедшего нынешней весной традиционного экологического двухмесячника, борьба с мусором и сейчас, в преддверии зимы, остается актуальной.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Несмотря на огромное количество несанкционированных свалок, которые были ликвидированы в Татарстане в ходе прошедшего нынешней весной традиционного экологического двухмесячника, борьба с мусором и сейчас, в преддверии зимы, остается актуальной.

Что вполне логично: ведь чтобы весной не погрязнуть в мусоре, надо войти в зиму чистыми. Именно поэтому в республике объявлен месячник по санитарной очистке территорий муниципальных образований, который особенно актуален для Казани. Несмотря на многочисленные усилия природоохранных и других ответственных за благоустройство и чистоту структур, столица продолжает оставаться одним из самых грязных наших населенных пунктов.

Что делать? Конструктивно проанализировать ситуацию пытались на днях участники коллегии Министерства экологии и природных ресурсов РТ.

Согласно данным Минэкологии, с 20 сентября по 20 октября госинспекторами совместно с сотрудниками экологической милиции, Управлений Роспотребнадзора и Росприроднадзора по РТ в ходе рейдовых проверок в Казани были выявлены 187 несанкционированных свалок мусора, ликвидированы 55. Составлено 93 протокола, на нарушителей наложено штрафов на сумму 2 миллиона 847 тысяч рублей.

Отчитывавшийся на коллегии и.о. заместителя руководителя Казанского исполкома Рамиль Муллин с обидой заметил, что, по его данным, в городе зафиксировано всего 119 несанкционированных свалок. Он предположил, что инспекторы-экологи неправильно ведут учет свалок и считают таковыми всего лишь небольшие кучи мусора. Однако сомнительно, чтобы экологи-профессионалы не могли правильно квалифицировать наличие или отсутствие на определенной территории несанкционированной свалки. Более того, маленькая кучка, если ее вовремя не убрать, имеет со временем тенденцию к росту. И не в том ли “парадокс неиссякаемости” казанского мусора, что власти города видят только “большие” кучи?

Кстати, Рамиль Муллин признал факт отсутствия системности в борьбе за чистоту Казани. Казалось бы, еще вчера бульдозеры аккуратно выгребли завалы ТБО, плотно груженный отходами грузовик отвез их восвояси, но спустя сутки на том же месте опять появился мусор. По мнению чиновника, виновато население, страдающее отсутствием экологической культуры…

Позволим не согласиться с таким мнением. Не раз приходилось принимать участие в городских рейдах по чистоте, и очень часто жители жаловались на нехватку и отсутствие обустроенных контейнерных площадок, самих контейнеров для складирования мусора, на нерегулярный вывоз отходов. То есть налицо не только (и даже не столько) отсутствие у людей экологической культуры, сколько недоработки городских властей, их нежелание (или неумение) держать эту проблему “в узде”, грамотно контролировать мусороуборочный процесс, вовремя и строго наказывать виновных.

Еще один инициатор несанкционированных мусорных свалок в Казани, по мнению Рамиля Муллина, малый бизнес. Предприниматели якобы абсолютно не заинтересованы в утилизации своего мусора, им проще и дешевле свалить отходы куда-нибудь в овраг, близлежащий лесок или вовсе за угол соседнего дома. Так рождаются свалки. В то же время, считает представитель казанской администрации, малый бизнес чрезмерно опекается государством, попробуй накажи его – сразу начнутся упреки в неоправданном “нажиме”.

На будущий год власти Казани заложили в бюджет на борьбу с несанкционированными мусорными свалками более 12 миллионов рублей. Еще около 20 миллионов будут выделены на ликвидацию ветхого жилья, вернее, того, что от него осталось после переезда людей в новые квартиры. Это актуальная проблема для города, ее решения некоторые микрорайоны ждут много лет.

Возьмите, например, печально знаменитые полуразрушенные завалы в Приволжском районе у Казанского зоопарка, растянувшиеся чуть не на квартал. Пару лет назад мне довелось готовить материал в газету об этом безобразии. Помнится, кто-то из представителей городской власти слезно жаловался, что главная причина тут – в собственниках данных земельных участков, которых никак не могут найти. Но как только их найдут – сразу заставят привести территории в порядок. Между тем существует правило, что если собственник не определен, то уборкой должны заниматься муниципальные органы. Но они не торопятся это делать, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете. Хочется верить, что наконец-то, с выделением конкретных денег, воз сдвинется с места и хаотические нагромождения старых разрушенных домов исчезнут из города.

Возможно, проблему помогут решить новейшие технологии, позволяющие вести контроль за несанкционированными свалками из… космоса. Во исполнение решений, принятых на совещании у Премьер-министра Ильдара Халикова 4 октября, Минэкологии в настоящее время активно работает над объединенной геоинформационной системой “Контроль за несанкционированным размещением твердых бытовых отходов на земельных участках собственников” на базе ГИС “Природопользование” и “Землепользование” Министерства земельных и имущественных отношений. Ключевой задачей этого “ноу-хау” является оперативное установление кадастровых номеров земельных участков, на территории которых расположены несанкционированные свалки, а также собственников этих участков с целью привлечения их к административной ответственности и ликвидации свалок. По мнению специалистов, это очень эффективная методика. Однако чтобы она заработала, нужно преодолеть барьеры. Так, для определения собственника земельного участка, на территории которого обнаружено несанкционированное размещение отходов, используются данные, предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ. Для получения исчерпывающей информации по этой теме Мин-экологии обратилось к заместителю Премьер-министра – министру информатизации и связи Николаю Никифорову с просьбой оказать содействие в получении доступа к соответствующей базе данных.

Всякий раз, когда на каких-либо совещаниях заходит речь о мусоре, начинают поминать железную дорогу. Не стала исключением и нынешняя коллегия. Как известно, железная дорога является объектом федерального значения. Так называемая зона отчуждения – это закрепленные за железной дорогой территории, которые необходимо блюсти в чистоте. И справедливости ради заметим: блюдут. Но есть еще буферная зона, своего рода санитарно-защитная полоса между железной дорогой и остальным миром. Так вот, эти земли, по сути, не имеют хозяина, за порядком на них никто толком не следит. Неудивительно, что мусор скапливается именно в этих местах. Его, как правило, нарушители привозят сюда по ночам, сваливают на ничейной земле, и лови ветра в поле.

Порой на протяжении многих километров тянутся кучи мусора по территории буферной зоны. Железнодорожное начальство убирать их не спешит: мол, нам и в своей зоне забот хватает. Муниципалам тоже жаль тратить деньги на благоустройство “ничейной” территории. Проблема эта, как говорят, “с бородой”. Давно пришла пора на законодательном уровне закрепить-таки за местной властью наведение порядка в таких местах. И распри с железной дорогой прекратятся, и мусора станет меньше, и люди, проживающие поблизости, вздохнут свободно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще