Прогуливаясь по заповедному Раифскому лесу, услышала характерную барабанную дробь с верхушки старой ели. Ясно, кто может так стучать, – дятел. Вон он сидит черной точкой на стволе и долбит его своим крепким длинным клювом. Стояла и любовалась я, задрав голову, трудолюбивой птичкой, пока не услышала поблизости еще одну дробь, а потом и все дятлы, словно давая представление, стали барабанить целым ансамблем.
Как потом узнала, Раифский лес, который относится к редкой для Татарстана категории южных таежных лесов, чрезвычайно богат представителями пернатого царства. Одних дятлов здесь обитает около десяти видов, три из которых занесены в Красную книгу республики, – это зеленый, седой и трехпалый. Последний из них, по мнению известного орнитолога, сотрудника Волжско-Камского биосферного заповедника Анвара Аюпова, наиболее интересен и требует особой защиты. Да, трехпалый дятел в Красной книге РТ значится как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Дело в том, что эта птица привязана к таежным хвойным лесам, в первую очередь еловым, которых в республике немного. Не будет у нас таких массивов – исчезнут и трехпалые дятлы. Справедливости ради отмечу, что нередки эти птицы в кедровниках Забайкалья, в лиственничной тайге с примесью ели и кедра в Саянах, в мордовских хвойных лесах. В Сибири трехпалый дятел населяет тайгу вплоть до Камчатки и Сахалина.
Трехпалый дятел не обладает столь ярким оперением, как, например, его собрат зеленый, похожий на радугу. У трехпалого (понятно, что прозван этот дятел, в отличие от сородичей, за то, что имеет всего по три пальца на ногах) оперение черно-белое, с поперечным рисунком на боках и брюшке. И вообще, издали он выглядит темной птичкой, словно выпачканным сажей трубочистом. И это неспроста. Трехпалый дятел – необыкновенный трудяга, целый день без передышки способен раздалбливать кору дерева, вытаскивая оттуда спрятавшихся насекомых. Его считают одной из самых полезных птиц хвойных лесов, в отличие от других насекомоядных пернатых на зиму он никуда не улетает и работает по уничтожению вредителей круглый год. Трехпалый дятел предпочитает тенистые, сырые и даже болотистые места, а самые излюбленные – пожарища и гари, то есть те участки леса, где много мертвых деревьев. Порой, увлекшись долбежкой обугленных стволов в поисках любимого лакомства (короедов), этот дятел не замечает, что брюшко у него становится грязным и сам он выглядит как трубочист. Кстати, трехпалые дятлы среди других своих сородичей считаются молчунами, их барабанная дробь тиха и коротка. Так что эту птицу, целый день раздалбливающую обгорелую кору, трудно заметить даже опытному наблюдателю.
Обнаружив зараженное вредителями дерево с легко отслаивающейся корой (чаще всего в рацион трехпалого дятла попадают короеды, личинки черного елового усача и долгоносика), птицы используют его несколько дней подряд, пока целиком не ошкурят ствол. Затем находят другое дерево, и так далее. Но трехпалые дятлы охотятся не только на стволовых насекомых, нередко они приносят своим отпрыскам в гнездо гусениц, различных бабочек и даже пауков.
Эта птица в основном в одиночестве неторопливо перелетает с дерева на дерево, и лишь во время гнездования трехпалые дятлы собираются в пары. Гнезда свои они устраивают в старых, прогнивших стволах елей на высоте от одного до шести метров от земли. Яйца откладывают в мае, птенцы появляются в конце июня – начале июля и уже к концу августа начинают самостоятельную жизнь.
К более распространенным видам относятся зеленый и седой дятлы, также имеющие в Татарстане статус краснокнижных. Внешне они чем-то похожи – более крупные, чем трехпалый дятел, с ярким красно-зеленым оперением – очень красивые птицы. Кстати, из живущих в России и Татарстане дятлов к самым большим относится черный дятел (или желна, его вес 300 г), а к самым маленьким – малый пестрый дятел, который не крупнее воробья.
Весьма специфичен полет зеленого дятла – тяжелый, шумящий, волнообразный. Крик этой птицы напоминает звонкое, далеко слышное “глюк”, при частом повторении это похоже на громкий хохот. В летние дни зеленый дятел оставляет свое убежище, едва высыхает утренняя роса, и начинает обследовать деревья в поисках пищи. Причем бегает по стволу, и очень резво, исключительно снизу вверх. Если приблизиться к дереву, на котором зеленый дятел занят своим делом, то он быстро перебегает на противоположную сторону, но не прячется там окончательно, а то и дело, любопытствуя, высовывает голову. А затем резко взлетает, издавая торжествующие звуки, словно радуясь тому, что бегство его так ловко удалось. До полудня зеленый дятел непрерывно трудится, успевая осмотреть до сотни деревьев, но, если увидит внизу муравьиную кучу, обязательно опустится на нее. И берегитесь муравьи, особенно если они красные. Это любимое лакомство зеленых дятлов. Иногда они так увлекаются поимкой муравьев, что забывают о собственной осторожности, очевидцы утверждают, что в такие минуты птицу запросто можно взять в руки.
Деревья с твердой сердцевиной зеленые дятлы долбят с неохотой, зато им более по вкусу деревянные строения и глиняные стены, в которых они способны выдолбить глубокие отверстия. А летом, когда трава на лугах скошена, зеленые дятлы весело бегают по земле в поиске насекомых.
По территории Татарстана проходит восточная граница ареала этого вида, зеленых дятлов можно встретить в Высокогорском, Зеленодольском, Лаишевском районах и даже в Казани, если повезет. Это кочующий и в отдельные годы зимующий вид, предпочитающий разреженные лиственные и смешанные леса, старые деревья с дуплами.
Такие же леса предпочитает и седой дятел, который в Татарстане хоть и редок, но в настоящее время исчезновение ему не грозит. Он очень похож на зеленого, но более мелкий и легкий. У него тоже оливково-зеленая спина и желтоватое надхвостье, но брюшко, шея и голова серые (седые). Седой дятел любит муравьев, но “на безрыбье” не прочь поклевать и растительную пищу типа орехов или яблочек-дичков. В пасмурные дни обычно молчалив, но в ясную погоду его громкое и звонкое “кли-кли- кли- клю” слышно за километр.