Как я разоряла гнездо

Я ужаснулась, когда увидела его… Случилось это прошлой осенью в селе Ташевка Верхнеуслонского района, куда я приезжала к ветерану Великой Отечественной войны Алексею Михайловичу Манаеву – привезла журнал с очерком о нем.

Я ужаснулась, когда увидела его… Случилось это прошлой осенью в селе Ташевка Верхнеуслонского района, куда я приезжала к ветерану Великой Отечественной войны Алексею Михайловичу Манаеву – привезла журнал с очерком о нем.

– А у меня шершни завелись – сообщил ветеран. – Один укусил, так я думал, что умру.

…С потолка чердака свисало, закрывая окно, конусообразное сооружение размером эдак с метр длиной и не менее полуметра в диаметре. Оно напомнило мне кадры из фильма ужасов, где монстр-мутант опутывал жертвы тягучей слизью, высасывая из них жизнь. А вот и слизь течет со дна конуса прямо на стоящую внизу старую мебель, утварь, пучки трав. Ужаса добавлял и устрашающий гул, исходивший от гнезда, и сам вид его обитателей, похожих на муху и осу одновременно, но крупнее в несколько раз. Эти твари кружили возле своей обители, некоторые ползали по ее поверхности. Вспомнив слова ветерана, я поняла, что эффект от их укуса он не преувеличил.

– Укус шершня не только болезнен, но и опасен, – подтвердил знакомый медик, когда я по возвращении в Казань поделилась с ним впечатлениями. – В некоторых случаях его яд может оказаться смертельным. Поэтому при укусе этого насекомого лучше всего вызвать скорую медицинскую помощь.

Конечно, ветерану необходимо как можно скорее избавиться от гнезда, посоветовал медик, но делать это должен знающий человек в специальном обмундировании.

Так-то оно так, да только “скорая помощь” появляется в Ташевке не чаще, чем летающие тарелки инопланетян, – несколько лет назад супруга Алексея Михайловича, упав с крыльца, разбила колено. Ветеран поднял, как мог, пострадавшую, подтащил к кровати, где и пролежала она в ожидании “скорой помощи” до тех пор, пока колено не зажило…

Не дождались старики и специалиста по съему гнезда шершней. Поэтому я решила, что, кроме меня, помочь им некому, и отправилась в разгар январских морозов в Ташевку. Знала, что весной пробудившиеся от зимнего оцепенения насекомые способны вовсе выжить хозяев из дома.

 Вначале мы с Алексеем Михайловичем разработали план военных действий (он по бывшей военной специальности командир танкового экипажа). Итак, я надеваю снизу большой полиэтиленовый мешок, и мой соратник срезает ненавистную крепость лопатой с потолка. В случае пробуждения ее обитателей пускаем в ход лежащий в моем кармане баллончик со слезоточивым газом. Нам до этого никогда не доводилось иметь дело с подобными гнездами, а потому откуда нам было знать, как поведет себя неприятель, защищаясь?..

Облачившись в шубы, валенки, брезентовые рукавицы и шляпы с сеткой, закрывающей лицо, мы влезли на чердак. Гнездо неожиданно легко отстало от потолка, а вот в мешок не полезло – оказалось значительно шире. Тогда мы, дрожа от страха в ожидании гула разбуженных шершней, стали крошить похожую на высушенные капустные листья оболочку. В завершение операции завязали мешок. Осмотрели место, откуда еще недавно свисал восковой конус, обнаружили еше один небольшой шар – видимо, строительство его началось незадолго до холодов. Отправили его вслед за “старшим братом”.

Радуясь легкой победе, мы все же не смогли удержаться от соблазна рассмотреть трофей внимательнее и выяснить – почему они не проснулись? Может, гнездо было пустым? Алексей Михайлович даже расстроился – ведь поверженного врага он собирался пустить на настойку от ревматизма, предполагая, что яд шершней, примененный наружно, окажется полезным. Мы сломали стенку шершневого царства и увидели картину, напоминающую каркас панельной многоэтажки: плиты, представляющие собой плотные пластины с наращенным на них гофром сот, соединялись друг с другом восковыми столбами. Несмотря на непрочность материала, конструкция производила впечатление монолитной и сверхпрочной. Этажи закрывали, как и положено жилищу, стены из густого воска, затем его обматывали легкие многослойные лоскуты, образовывающие некую воздушную подушку – великолепный теплоизолятор. Это же высокоразвитая строительная мысль! Самих строителей мы отыскали внутри сот (а может, их личинок) – они походили на черных мокриц, и, хотя выглядели совсем не страшно, мне все же стало жутковато. А ведь их общество – тех, кого мы считаем ничтожными и по размеру, и по уровню развития, на самом деле, оказывается, намного разумнее и рациональнее, чем наше…

Наталья ЧЕРНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще