Норковые шапки, манто и шубы по-прежнему в моде. И неудивительно, ведь норки по популярности занимают одно из первых мест в мировом звероводстве, их мех отличается прочностью, изысканностью, красотой и самой разнообразной окраской: чисто-черной, с серебром, белой, сапфировой, голубой, коричневой и т.д.
Но вот что интересно – все норки, которые носят на себе наши модницы, относятся к американскому виду. А бывшая некогда очень распространенной на территории Татарстана, России и Европы европейская норка стала так малочисленна, что занесена в Красные книги разного уровня. Например, в Красной книге РТ это животное из семейства куницевых и рода ласок и хорьков значится как “находящийся под угрозой исчезновения, возможно, уже исчезнувший на территории республики вид”. Ареал европейской норки начал сокращаться у нас с конца 20-х годов прошлого века, последний достоверный случай встречи с этим зверьком отмечен в 1965 году в Бугульминском районе. Более того, как утверждают ученые, участь европейской норки, увы, предопределена, так сказать, и в мировом пространстве – ей грозит полное исчезновение.
Впрочем, удивляться тут нечему, земля навсегда потеряла множество животных: от древних, внезапно вымерших из-за похолодания динозавров до исчезнувших по вине человека в конце XIX века морских норок. Их мех был настолько красив, что охотники полностью истребили этих животных, обитавших среди скал на морских берегах.
Ну а кто стал главной силой, вытесняющей с лица земли европейских норок? Неужто опять человек? Разве что косвенно. Виновата, как это ни покажется парадоксальным, американская норка – более крупный и более красивый сородич европейской, которая населяет почти всю Северную Америку и которая для улучшения, так сказать, биоразнообразия европейской среды была повсеместно внедрена (акклиматизирована) в Европу. Где-то это случилось в плановом порядке – то есть американских норок специально привозили и выпускали в фауну. Например, в 1933 году в СССР зверьков расселили во всех 15 союзных республиках – вплоть до Камчатки и Курильских островов. А где-то “американки” сами вырвались на свободу, сбежав из звероводческих хозяйств, где их разводили. И пошло наступление на “европеек”. Дело в том, что первая крупнее и сильнее второй: если американская норка весит полтора килограмма при длине тела более 45 см, то европейская – всего 550-800 г и 32-43 см соответственно.
Существование европейской норки тесно связано с водой, без которой она, как говорят, ни туда и ни сюда. Плавает очень хорошо, хотя и не так мастерски, как выдра. Зато под водой европейская норка способна на необычные действия, например, может ходить, словно прогуливаясь, по дну, цепляясь лапками за неровности грунта. Особенно по душе ей небольшие проточные водоемы, медленно текущие лесные речки и ручьи с захламленными хворостом и сухой травой берегами. Здесь же норка устраивает и свое жилище в виде норки, что и дало повод так назвать это животное. Причем свое убежище зверек покидает лишь в самых экстренных случаях – в половодье, например, или когда голод гонит вдаль от нажитых мест.
Анализируя катастрофическое и во многом загадочное исчезновение европейской норки с территории Европы, некоторые специалисты предположили, что виноваты гидроэлектростанции и связанные с ними водохранилища, которые якобы лишили этих животных привычных условий жизни и необходимой кормовой базы. Но другие специалисты, к числу которых относятся и татарстанские зоологи, считают, что гидростанции ни при чем.
Большую часть времени норка проводит на суше, рыская по берегам водоемов в поисках пищи. Ее рацион состоит практически из всех мелких животных, встречающихся в водоемах или вблизи от них, но основу питания составляют мышевидные грызуны, земноводные и небольшие рыбы. Кстати, за их счет она живет зимой, подкрепляя себя в это скудное время года в том числе растительной пищей – ягодами брусники, рябины, крушины. А самое любимое лакомство – лягушки, их икра и головастики.
Перед началом холодов европейская норка запасает пищу – натаскивает в свое убежище не только любимых земноводных, но и мелких птиц. Обездвиженные укусами в голову жертвы хранятся в неглубоких омутинах, так что в любой момент норка может подкрепиться свежей пищей. В процессе длинной зимы зверек охотно пополняет свои запасы, таская рыбу из поставленных рыбаками верш или сетей.
Едва только начинают вскрываться ото льда речки, как у европейских норок уже в разгаре брачный период, который через полтора-два месяца завершается рождением 4-5 детенышей. К середине июля малыши достигают половины размера матери, а в августе уже полностью сравниваются с ней. Осенью семья распадается и каждый начинает жить и охотиться сам по себе.
Еще в начале XIX века норка европейская, считавшаяся ценным пушным зверем, была широко распространена в России, Европе и Азии и активно добывалась. Но уже к концу столетия она неожиданно исчезла из целого ряда стран. В настоящее время отдельные популяции этого животного сохранились лишь на юго-западе Франции, на северо-востоке Испании, в Румынии в дельте Дуная. В России европейская норка встречается в Уральском, Северо-Кавказском и Волго-Вятском регионах. Но за последние два-три десятилетия численность вида сократилась на 10 тысяч особей, или более чем на 20 процентов.
Что же касается Татарстана, повторюсь, в наших краях европейскую норку уже давненько не встречали. Известный ученый-зоолог, доцент биофака КГУ Валериан Гаранин признался, что последний раз видел это животное в живой природе в одной из экспедиций еще в студенческие годы. А было это больше полувека назад.