В “Чулпане” знают, как лечить землю

Если от старинного татарского села Альдермыш в Высокогорском районе повернуть налево, в сторону Больших Ковалей, то попадешь в первый и единственный в Татарстане и России природный заказник регионального значения ландшафтного профиля “Чулпан”.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Если от старинного татарского села Альдермыш в Высокогорском районе повернуть налево, в сторону Больших Ковалей, то попадешь в первый и единственный в Татарстане и России природный заказник регионального значения ландшафтного профиля “Чулпан”. Когда-то здесь действовал одноименный колхоз, постепенно пришедший в упадок в постперестроечные времена вместе со своими сильно распаханными, истощенными землями. 82 процента их относились к разряду деградированных, было много оврагов, шли сильные процессы водной эрозии, происходил поверхностный сток, смыв почвы. И тогда здесь решили попробовать с помощью науки и передовых технологий остановить негативные процессы, создать на “больных” землях экологически устойчивый агроландшафт. Для этого привлекли различные министерства и ведомства, большую работу по агролесомелиорации провели сотрудники Ислейтарского, Пригородного лесхозов, Краснооктябрьского лесничества Минлесхоза РТ. И день за днем, год за годом, словно картина под кистью художника, преображалась земля.

Наедине с возрожденной природой

…Машина мчится по шоссе, поворачиваешь голову то направо, то налево, любуясь пейзажем – то голубой ниткой речушки, то палитрой весенних красок, то линией горизонта, уходящей в безбрежное небо. Вот деревенька Мазяр с очень сложным рельефом и большой распаханностью земли. Четверть века назад вокруг были одни овраги, даже деревня сползала в овраг – такими активными были процессы оврагообразования. А сейчас любо-дорого смотреть, все на своем месте, и близ деревни даже есть уютный пруд, обсаженный деревцами. Заметьте, весь окружающий пейзаж сделан искусственным путем, руками человека. И каждый участок здесь имеет свою степень защиты: водорегулирующую, полезащитную или лесозащитную.

Мы продолжили путь, “уазик” свернул с большака и запрыгал по кочкам, потом пришлось идти пешком. Перед глазами еще один образчик бывшего некогда активного оврага, занимавшего огромную площадь и угрожавшего сельхозугодьям. Некогда рост вершин (истока) врага-оврага в среднем в год составлял 5-7 метров. И сейчас видно, что этот участок овражно-балочной сети с очень сложным рельефом, с глубоким врезом – базис эрозии, перепад высот составляет 70 метров. Но за 20 лет удалось остановить действующие вершины как этого, так и многих других на территории “Чулпана” оврагов. На помощь пришли сложные гидротехнические сооружения: противоэрозионные пруды, прибалочные лесные полосы, посевы многолетних трав и многое другое. И вот на месте бросовых земель появился настоящий оазис. Созданный человеком агрокомплекс надежно удерживает откосы и всю балочную систему от разрушений.

Стоим на берегу пруда с извилистыми берегами, любуемся уходящим в водную гладь мостиком-корабликом. Можно только удивляться, как преобразилась природа благодаря принятым мерам. Пустых земель здесь нет, все задействовано в единую систему. И такую многоплановую работу можно проводить в любом хозяйстве, на любом участке, где проявляется водная эрозия.

Поучиться передовым методам ведения сельского хозяйства, полюбоваться красивыми пейзажами в “Чулпан” с удовольствием приезжают ученые-почвоведы как России, так и других стран. Представьте только: густое разнотравье, россыпи грибов и ягод под раскидистыми деревьями, шапки лесов на склонах, журчащие речки и родники. Такой простор вокруг, такая благодать, что хочется раскинуть руки и крикнуть громко, не стесняясь чувств: спасибо тебе, земля, за ту радость, которую ты нам даришь! А ведь так красиво и уютно здесь было далеко не всегда.

Глаза боятся – руки делают

Трудно поверить в то, что еще лет тридцать-сорок назад здесь все было иначе. Эродированность сельскохозяйственных угодий превышала 80 процентов, урожайность составляла всего 6-7 центнеров зерна с гектара. Разрушение почвенного покрова, трансформация сельскохозяйственных угодий, рельефа, образование линейных форм эрозии в зоне Предкамья, и в частности в Высокогорском районе, стали следствием игнорирования почвозащитных и природоохранных мероприятий, несоблюдения законов земледелия. Ситуация сложилась настолько критическая, что нужно было срочно принимать кардинальные меры. И тогда, как мы уже сказали, на землях коллективного предприятия “Чулпан” был осуществлен комплекс передовых научно-технических мероприятий по восстановлению почв. В 1972 году учеными ТатНИИСХоза (впоследствии НПО “Нива Татарстана”) была разработана программа “Охрана почв и рациональное использование земли”. На землях Высокогорского района в порядке эксперимента внедрили комплекс природно-восстановительных и почвенно-защитных мер, используя при этом новый метод экологически сбалансированной ландшафтной системы землеустройства.

Много сил и знаний вложил в преобразование земель Высокогорского района известный в республике ученый, кандидат сельскохозяйственных наук, ныне преподаватель Казанской сельхозакадемии Анатолий Пухачев. Вместе со своими коллегами он буквально дневал и ночевал здесь, реализуя продуманные меры по спасению погибающего ландшафта. Эта сложная работа по комплексному решению как экологических, так и задач агропромышленного производства, потребовала не одного года. Но к концу 90-х годов территория так изменилась, что Кабинет Министров РТ постановлением от 5 мая 1999 года образовал на преображенных землях государственный природный почвенный заказник “Чулпан”.

На его примере можно предметно учиться технологии возрождения земель. Новый каркас агроландшафта не только вылечил и защитил землю от эрозии, но и улучшил ситуацию в целом – территория, как говорят специалисты, стала эстетически более привлекательной. “Чулпан” не имеет аналогов в зоне Среднего Поволжья, являясь уникальным в Среднем Поволжье примером повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий с помощью системы уникальных противоэрозионных мер. Сегодня эта особо охраняемая природная территория с богатой фауной и флорой занимает площадь более 6054 гектаров, расположена она на землях сельхозназначения без изъятия у собственников и арендаторов. Это значит, что земля работает, на ней выращивают урожаи, пасут скот.

Как сохранить то, что создали?

Борьба с эрозией почвы, как можно убедиться на примере “Чулпана”, дело не одного дня и даже года, а долгих лет. И очень многое здесь зависит от людей, их отношения к своему дому и родной земле. У нас же с этим, увы, далеко не все в порядке. Обижаем мы нередко нашу землю, делаем ей больно. Она, как и человек, страдает, если относятся к ней пренебрежительно. Как же землю лечить?

Одной из главных задач, которую поставил перед собой ученый Анатолий Пухачев со своей командой в первые же дни функционирования почвенного заказника, являлось сохранение того, что создано, а также продолжение работы по обустройству агроландшафта. На территории заказника проводят исследования сотрудники “Нивы Татарстана”, наблюдая динамику восстановления почвенного плодородия, периодически определяя уровень содержания тяжелых металлов в почве и в снеговой воде. Здесь проходят практику студенты экологического и лесного факультетов КГУ и Казанской сельхозакадемии. Сюда нередко приезжают гости из различных российских регионов, зарубежных стран. Например, в прошлом году “Чулпан” посетили специалисты национального парка Калужской области. Они не скрывали своего восторга от увиденного и услышанного, отметив, что опыт “Чулпана” им бы очень пригодился при финансовом обеспечении. Да и вся Россия может учиться на его примере грамотному обращению с землей.

7 мая 2009 года исполняется ровно десять лет с тех пор, как был создан заказник “Чулпан”. Опыт за это время накоплен огромный, и он, конечно, достоин того, чтобы его внедряли в других хозяйствах республики.

Но только пока “Чулпан” у нас единственный… И тем тревожнее тот факт, что этот заказник нуждается в особой защите. Сегодня возникла новая проблема – как сохранить итог многолетней работы, как по-хозяйски использовать землю с обустроенными ландшафтами в условиях рыночной экономики. Задача настолько сложная, что без поддержки со стороны государства, без мощного комплексного финансирования по восстановлению почвенного плодородия никак не обойтись. Неплохо бы в этом плане поучиться у США, где каждый землепользователь, если он решает проблемы защиты почв от эрозии, получает от государства солидные дотации и льготное кредитование.

– В советские времена в республике было шесть подобных образцово-показательных хозяйств, – вспоминает начальник отдела охраны земельных ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов РТ Наталья Бережная. – Это, к примеру, “Трудовик” в Муслюмовском районе, “Игенче” – в Арском, “Южный” – в Бавлинском, два хозяйства в Буинском. Однако при проведении земельных реформ они изменили свой статус, работы приостановились. Не получилось возродить эти хозяйства как кустовые, а затем тиражировать по всей республике с ориентиром на “Чулпан”…

Кстати, этот вопрос был прописан в начале 90-х годов в республиканской программе улучшения плодородия почв. И в другой программе – “Экология и природные ресурсы”, рассчитанной до 2010 года, нашла отражение концепция плодородия почв и борьбы с эрозией, но масштабного практического применения не получила.

Определяя актуальные задачи построения экологообеспечивающего каркаса Республики Татарстан, еще в 2000 году в республике сделали ставку на восстановление почвенных ресурсов и формирование серии агроландшафтных заказников типа “Чулпан”. С этой целью были даже проведены изыскательские работы в Новошешминском районе, где предполагалось организовать второй в Татарстане почвенный заказник на базе ГУП “ОПХ “Красный Октябрь”. Но мечта по разным причинам не воплотилась в реальность, и начатая работа была заброшена с приходом нового инвестора.

Российские ученые давно бьют тревогу, убеждая, что дальше так жить нельзя, что земля больна, падает плодородие и надо как-то спасать ее. Самое парадоксальное, что мы сами уничтожаем землю, теряя с гектара по 20 тонн гумуса. Это почвенный покров толщиной в два десятка сантиметров, который кормит все живое на планете Земля. И хотя почвы Татарстана по своим природным показателям (более 40 процентов) считаются высокоплодородными, анализ данных, полученных в результате агрохимических исследований на протяжении последних лет, показывает, что и мы стремительно теряем живительный гумус. На восполнение этих потерь потребуются столетия…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще