Чем глубже мы внедряемся в железобетонные джунгли цивилизации с обилием компьютеров, телекамер, мобильных телефонов и прочих технических достижений человеческой мысли, тем сильнее ощущаем тягу к дикой природе с ее заповедными уголками.
Так уж устроен человек, дитя природы, что нет для его сердца ничего дороже и милее рощицы за околицей родного села, стайки пичужек над поросшим ковылем склоном, говорливой речки с прозрачной водой. Поэтому, приезжая в гости к другу в соседнюю деревню или в заграничную страну, наряду с культурной программой мы непременно стараемся посетить местные природные достопримечательности: родник, дендрологический сад, реликтовую аллею, прибрежный утес, морской заповедник. Такие вылазки на природу, получившие название экологического туризма, в последнее время стали очень популярны в мире, и некоторые предприимчивые государства неплохо на этом зарабатывают.
Увы, если и развивается туризм в Татарстане (как и в России в целом) , то лишь в одном направлении — внешнем. Что же касается внутреннего туризма, поступления от которого могли бы эффективно поддержать экономику республики, то он нам пока только снится… А вот примеры из зарубежной практики. В национальном парке «Баварский лес» (Германия) ежегодно регистрируется свыше одного миллиона посетителей, которые вносят в бюджет страны 70 миллионов марок. В Канаде расходы туристов, наслаждающихся достопримечательностями парка «Британская Колумбия», превышают 310 миллионов долларов в год.
В Татарстане же с экотуризмом почти никак, словно в пустыне живем. Впрочем, египтяне научились привлекать огромные массы туристов даже в пустыню, презентуя ее как экзотический природный феномен. В Египте туризм давно стал главной бюджетообразующей отраслью, хотя, по правде говоря, там смотреть-то особенно и нечего. Во всяком случае, мне так показалось при посещении этой страны. Жаль, что богатый в природном плане Татарстан остается пока невостребованным в большом туристическом мире. И виной тому, не в последнюю очередь, недостаточная реклама нашего природного многообразия.
Правда, был у Татарстана шанс привлечь внимание широких масс не только к древнейшему происхождению своей столицы по случаю 1000-летия Казани, но и к удивительной природе. К торжественной дате по заказу Минэкологии РТ был выпущен небольшой, красочно иллюстрированный путеводитель «Золотое кольцо Казани». Эту брошюру можно, пожалуй, назвать первым в Татарстане пособием по экологическому туризму, в котором гостям города и просто любителям природы предлагались знаковые «зеленые» маршруты по изумительному ландшафтному кольцу, опоясывающему столицу. В него вошли Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный на берегу Раифского озера, реликтовый Семиозерский лес с целебным родником, уникальные Голубые озера, славящиеся голубизной и прозрачностью воды, изобилующий редкими представителями фауны и флоры природный заказник «Свияжский», горнолыжный комплекс на Услонских горах и многое другое.
Только диву даешься, сколько вокруг красоты неописуемой, интересных объектов, о которых не то что гости заезжие, но и коренные казанцы далеко не все знают. А если рассматривать Татарстан в целом, то туристы могли бы, мне кажется, неделями и месяцами наслаждаться нашими природными достопримечательностями. И платить за это денежки…
Один Спасский район в этом плане чего стоит — мало того что на его территории расположены уникальные водно-болотные угодья со специфической растительностью и богатым животным миром, но именно здесь на дне Волги покоится целый город. В 1956 году, после образования Куйбышевского водохранилища, самым крупным из населенных пунктов России, которому суждено было уйти под воду, стал старинный уездный город Спасск (в ту пору он именовался Куйбышевом). Чем не Атлантида? Да, в принципе, в любом из 43 районов Татарстана можно найти «изюминки», способные привлечь туристов.
Помнится, года четыре назад Министерство экологии и природных ресурсов республики, которое в ту пору возглавляла Ирина Ларочкина, взялось за организацию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Именно эти уголки считаются самыми красивыми, и во всем мире экотуризм развивается прежде всего на таких территориях. Были разработаны маршруты, экологические тропы, сооружены специальные смотровые площадки. Но на этом энтузиазм и иссяк.
— Причины, тормозящие развитие экологического туризма в Татарстане, достаточно серьезные, — считает ведущий советник отдела биоразнообразия Минэкологии Индира Томаева. — Среди основных сдерживающих факторов я бы назвала отсутствие первоначального капитала для создания экоцентров, незначительность инвестиций в инфраструктуру экотуризма, что сказывается на состоянии гостиничного и транспортного обслуживания, нехватку средств на рекламу по привлечению потенциальных туристов. К организационным причинам можно отнести недостаток квалифицированных специалистов в области экотуризма, отсутствие необходимой законодательной базы.
Наибольшие спорные вопросы вызывает развитие экотуризма на особо охраняемых природных территориях. У нас в республике таковых сегодня насчитывается 155, среди них Волжско-Камский заповедник, национальный парк «Нижняя Кама», 25 государственных заказников и 127 памятников природы разного профиля. В чем суть сомнений?
По большому счету ООПТ создавали не для туристов, а для того, чтобы сохранить и возродить ценные уголки дикой природы, способствовать расширению биоразнообразия. Так стоит ли туда водить много народу? Развитие массового туризма в масштабах зарубежных национальных парков на наших ООПТ, конечно, немыслимо. Но познавательный, регламентированный туризм вполне приемлем, считают специалисты Минэкологии. Это повысит рейтинг республиканских ООПТ, их социальную значимость, будет способствовать росту их авторитета как у населения, так и у органов власти в районах, чего сегодня нашим заказникам явно не хватает.
Еще в 1998 году в Татарстане была принята концепция развития туризма до 2005 года, основные ее пункты были выполнены. Встал вопрос о новом документе. В 2007 году на заседании президиума Кабмина РТ состоялось первое слушание его проекта.
— Эта программа носит глобальный характер, потому что охватывает всю республику, — говорит начальник отдела развития туристической индустрии Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ Евгения Новикова. — Мы просчитали финансирование, которое оказалось значительным, и договорились, что будем осуществлять программные мероприятия поэтапно. В конце 2008 года представили Кабмину программу развития туризма на 2009-2011 годы, которая фактически содержит мероприятия первого этапа. Здесь обозначены приоритетные туристские зоны: Казань, Свияжск и Болгар. Это не значит, что другие туристские центры, достопримечательности и маршруты этой программой не будут охвачены. Как можно, например, забыть про Елабугу — замечательный туристский центр? Не так давно наш министр подписал представление в Кабмин, программа готова, прошла все согласования. Надеемся, она будет одобрена.
Кстати, есть в этой программе и строка относительно экологического туризма. Всего строка, но она весьма емкая, считает Евгения Новикова, потому что на законном основании предполагает активное развитие как собственно экологических туристских маршрутов, так и существенную проработку экологических пунктов других маршрутов.
— Что касается развития экотуризма в Татарстане в целом, то у нас для этого возможности очень большие, — убеждена Евгения Новикова. — Сейчас в основном данное направление развивается в виде детского туризма, это, например, увлекательные экскурсии в музей природы на территории Волжско-Камского заповедника, специальные маршруты для школьников в национальном парке «Нижняя Кама». Но пока нет в этом виде туризма, к сожалению, системы, четкой проработанности. В 2008 году мы по указу Президента республики рассмотрели вопрос о создании оздоровительного природного парка «Камские Поляны», сейчас активно ведется проработка стратегии его развития, где главным станет как раз экологический туризм.