Долгий путь в Долгую Поляну

В самый канун нового года из деревеньки Долгая Поляна, что в Тетюшском районе, в редакцию позвонил директор природного заказника с таким же названием “Долгая Поляна” Василий Никитин. Традиционно поздравил с наступающим праздником и сообщил, что, несмотря на экономический кризис и трудные времена, в его хозяйстве начинается работа над проектом обустройства туристической экологической тропы.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

В самый канун нового года из деревеньки Долгая Поляна, что в Тетюшском районе, в редакцию позвонил директор природного заказника с таким же названием “Долгая Поляна” Василий Никитин. Традиционно поздравил с наступающим праздником и сообщил, что, несмотря на экономический кризис и трудные времена, в его хозяйстве начинается работа над проектом обустройства туристической экологической тропы. Между прочим, первой в нашей республике и по всем параметрам уникальной, благодаря, прежде всего, богатым природным данным.

Такого великолепия, как в Долгой Поляне, признаюсь откровенно, мне в нашей республике не приходилось видеть. Недаром лет триста назад эти живописные территории с плодородными пойменными лугами и тенистыми лесами облюбовали влиятельные российские помещики Молоствовы. Вернее, земли им были пожалованы в 1691 году за отменную военную службу, и на протяжении столетий они обустраивали здесь свое родовое гнездо, превратив его к началу ХХ века в райский уголок.

“Воздух – наслажденье,
Листьев – аромат…”

Дворянских усадеб, подобных особняку Молоствовых в Долгой Поляне, в Казанской губернии некогда было немало. И принадлежали они фамилиям весьма именитым: это и Мусины-Пушкины, и Лихачевы, и Баратаевы, и Блудовы, и, конечно, многочисленные Молоствовы. Но сохранилась до нашего времени на территории Татарстана лишь одна сельская усадьба, да и то в усеченном варианте: барский особняк, домик садовника (сейчас здесь расположена котельная), да один из трех некогда основательно оборудованных, вместительных погребов. Все же остальное (а помещичья усадьба представляла собой целый комплекс жилых и хозяйственных построек) безвозвратно утеряно. Да и то, что осталось от имения в Долгой Поляне, к началу 2000 года пребывало в критическом состоянии. Мы бы и его наверняка потеряли, если бы здесь по инициативе экологов не создали историко-архитектурный и природный парк, с 2004 года получивший статус государственного комплексного природного заказника регионального значения.

…Мне довелось посетить “Долгую Поляну” в далеко не самое красивое время года – в конце ноября. Еще не выпал снег, кругом было голо, пусто. Но, едва ступив на промерзшую ухабистую тропинку, петлявшую меж высоких стройных лиственниц, вдохнув напоенный их ароматом воздух, чуть не задохнулась от свежести и нахлынувшей бодрости, заставившей забыть обо всех городских невзгодах. Тут же достала фотоаппарат, чтобы запечатлеть эту красоту. Пригласивший меня в гости в Долгую Поляну руководитель заказника Василий Никитин взял на себя роль экскурсовода и стал рассказывать историю удивительной лиственничной аллеи, которая насчитывает более четырехсот деревьев. Их возраст превышает сотню лет, представьте только, свидетелями каких событий они могли быть!

Эта аллея посажена последним хозяином усадьбы Владимиром Германовичем Молоствовым в честь приезда в имение его молодой жены Елизаветы. Она прожила здесь много лет, умерла в 1936 году и похоронена тут же. Барыня слыла поэтической натурой, писала стихи, посвящая их в основном местной природе. Да и как их не писать при такой красоте!

Уголок России живописный есть

Загляденье просто,

глаз нельзя отвесть.

Воздух – наслажденье,

Листьев – аромат…

Царственно спокойно

там деревья спят.

Уголок России живописный тот

Долгою Поляной окрестил народ.

Эти стихи сочинила учительница Монастырской средней школы Елена Ванюхина, с необыкновенной эмоциональностью читала мне их Татьяна Владимировна Железнова – жительница деревни Долгая Поляна, научный сотрудник Тетюшского краеведческого музея. Мы стояли с ней, словно на капитанском мостике океанского лайнера, на краю высокого обрыва, вдали виднелась Волга, можно было различить далекий берег Болгара с его древней мечетью. Справа прямоугольным лысым пятном на фоне густых деревьев просматривалась  Кроличья поляна. Свое название она получила в годы Великой Отечественной войны – здесь располагалась ферма по разведению кроликов. Есть еще в заказнике Деревушенская поляна, которую защитной каймой обрамляют деревья и которая выходит прямо на обрывистый берег Волги. Уникальная Каменная поляна представляет собой ровное плато площадью 10 гектаров. Под слоем почвы здесь на глубине 20-30 сантиметров находится сплошной каменный бут. Эту поляну облюбовали занесенные в Красную книгу красавцы жуки-олени, названные так за свои ветвистые наросты, напоминающие формой оленьи рога. Да в таком огромном количестве, что летом шагу по поляне не ступишь – кругом жужжат “олени”. Между прочим, это самые крупные жуки в Европе, их размер достигает 75 мм. И если бы у Долгой Поляны был свой герб, то на нем непременно красовался бы жук-олень. Кстати, и название “Долгая Поляна” произошло от этих самых полян, которых тут очень много и тянутся они долго-долго.

Все хотят сюда вернуться

…А в ложбине, в чудной долине, раскинувшейся до самой Волги, шумел ветками осенний лес. Впрочем, это и не лес вовсе, а бывший барский фруктовый сад. До чего же здесь красиво весной, когда кругом все цветет и благоухает! Правда, сад этот, за которым некогда так любовно ухаживали молоствовские садовники, без человеческой заботы одичал. Хотя некоторые яблони-дички до сих пор плодоносят. Вкус у этих яблок терпкий, но есть можно.

– До революции 1917 года в саду росло одних только яблонь более пятисот, –  рассказывала Татьяна Владимировна. – Молоствовы слыли не только хорошими агрономами, селекционерами, но еще и прекрасными ландшафтными дизайнерами. Сад этот – настоящее произведение искусства. Он был очень продуманно сделан в виде террас. На первой располагались морозоустойчивые деревья, на второй – более теплолюбивые, наконец, на третьем ярусе, ближе к берегу Волги, росли самые нежные растения. Буквально к каждому дереву поступала вода из поливочной ямы. В имении имелся свой небольшой винокуренный заводик, на котором в зимнее время работали крестьяне, перерабатывая плодово-ягодную продукцию. Особой гордостью сада считался каскад из прудов, питавшихся родниками, расположенными на разных уровнях. Таким образом, вода переливалась из одного пруда в другой по желобам и поступала непосредственно в поливочную яму. В этих прудах Молоствовы разводили форель.

Вздохнув с сожалением, Татьяна Владимировна добавила, что к настоящему времени от прудов мало что осталось, они высохли, и только полукруглые углубления в почве указывают на то, что когда-то здесь был водоем.

– Впрочем, еще не все потеряно, – неожиданно оживилась Железнова. – С тех пор, как в Долгую Поляну пришли экологи, особенно после организации на этой территории природного заказника “Долгая Поляна”, ситуация стала меняться. В саду появилось немало новинок, например, обустроен родник “Елизавета”, приведено в порядок и огорожено семейное захоронение Молоствовых. А еще экологи планируют вернуть к жизни великолепные молоствовские пруды, для этого целый план разработан, который постепенно начинает осуществляться. Так что не за горами день, когда “Долгая Поляна” станет очень востребованным объектом в экологическом туризме. И я ведь это не просто так говорю, не голословно, – улыбнулась собеседница. – Года три-четыре назад в Долгую Поляну приезжал Президент Минтимер Шарипович Шаймиев. Помню, мне тогда выпала честь вести экскурсию, рассказывать главе республики о достопримечательностях имения Молоствовых, знакомить с уникальной природой нашего края. Минтимер Шарипович не скрывал своего восторга. Когда мы прощались, я ему сказала, что он обязательно захочет вернуться сюда – так уже было со многими. И как в воду смотрела!

То ли Минтимер Шарипович прибыл в Тетюшский район на какое-то мероприятие, то ли просто мимо проезжал, только его вновь потянуло в Долгую Поляну. Мы все вышли встречать Президента, и он, распахнув руки и широко улыбаясь, произнес: “Я вернулся, Татьяна Владимировна!” Запомнил ведь… А еще приезжал к нам потомок Молоствовых – такой любопытный седой старичок. Он долго сидел на лавочке в тени вековой раскидистой ели, словно набирался энергии. А потом благодарил за красоту, которую мы сохранили и дарим людям.

Спасти и сохранить

Терпеливо ожидавший окончания нашего разговора Василий Никитин, воспользовавшись паузой, тут же предложил:

– Не хотите пройтись по маршруту будущей экологической тропы, которую мы уже частично оборудовали? Если спуститься вниз, можно все увидеть своими глазами. А если не боитесь длинных переходов, можно до самой Волги дойти, это четыре с небольшим километра.

 

Справка. Цель создания ГПКЗ “Долгая Поляна”, который находится в ведении Минэкологии РТ, – сохранение и восстановление уникального природного ландшафта, природных комплексов, биологического разнообразия, редких объектов растительного и животного мира. Расположен заказник на площади 406 гектаров в непосредственной близости от деревни Долгая Поляна – на участках лесного фонда Тетюшского лесничества и Монастырского сельского поселения.
Объектами особой охраны являются реликтовые дубовые, кленовые, вязовые насаждения с подлеском из лещины, рябины, калины, вишни, сливы, шиповника. Заказник расположен на водоразделе между реками Волгой и Свиягой, представляет собой возвышенную равнину, являющуюся нижним плато Приволжской возвышенности.
Природный заказник “Долгая Поляна” имеет историческое, научно-исследовательское, рекреационное, эстетическое и эколого-просветительское значение.

 

Когда-то вниз вела широкая дорога, по которой барин Молоствов на лошади, запряженной в телегу, спускался прямо к прудам. Теперь от нее осталась лишь извилистая тропинка. Правда, довольно удобная, со ступеньками, огороженная с обеих сторон плетеной изгородью с перильцами. Не зря эта дорожка получила название экологической тропы. Сразу же бросилось в глаза множество небольших ручейков, с веселым журчанием струящихся из-под земли. Для некоторых из них работники заказника соорудили деревянные желобки.

Это место не зря было названо Островом вдохновения. Я остановилась, чтобы полюбоваться радужной россыпью брызг. Вот и самодельная лавочка пришлась очень кстати. Василий Никитин тут же сообщил, что тут в любом месте ткни палкой – и забьет родник. Причем вода бежит очень чистая и вкусная, наверняка целебная. Не зря Молоствовы так дорожили своими водными источниками. С помощью ребятишек Монастырской средней школы работники заказника благоустроили родник “Форелевый”. Собственными силами, а также при непосредственном участии специалистов Тетюшского лесничества в заказнике оборудован также родник, которому дали имя последней хозяйки имения Елизаветы Молоствовой. Довелось испить водицы из этого родника, и, знаете, почувствовала такой прилив сил, что тут же попросила провести меня по всему маршруту до самой Волги, это вдобавок к пройденному благоустроенному пути еще два с половиной “диких” километра.

Уже смеркалось, в небе закружились мелкие снежинки . В путь по бывшему помещичьему парку мы отправились вдвоем с крепким и выносливым инспектором заказника Игорем Сухановым. Шли очень долго, потому что буквально на каждом шагу попадалось что-нибудь интересное, приходилось останавливаться, включать диктофон, делать фотоснимки. Ну как не полюбоваться яблонькой с остатками мелких красных плодов. Или не поглазеть на продолговатую вмятину с четкими отпечатками характерных следов зверя. “Здесь был кабан, и недавно, – пояснил Игорь Львович и добавил, что кабаны очень умные и хитрые животные: почуяли, что в заказнике их не трогают, и рыскают здесь свободно.

А какими волшебными и завораживающе красивыми оказались заросли терновника, усыпанные блестящими синими ягодами. Грех такие не попробовать – ох и вкусно! Когда-то в долине росло много дубов, но после лютой зимы 1979 года они почти все померзли, высохли и упали… И этот дуб упал бы, да держит его на себе соседнее дерево.

К обрывистому берегу Волги мы пришли уже в сумерки. Шумел ветер, зацепившиеся за прибрежный край деревья покачивались и скрипели, того и гляди рухнут вниз. Изрядный кусок обрыва, на днях, видать, свалившийся, облизывала лихая волна. Увы, берегоразрушение Волги в Тетюшском районе, особенно вблизи Долгой Поляны, идет очень интенсивно. А жаль, если вода будет постепенно съедать такие драгоценные куски суши, разрушая заповедные места.

Жаль вообще, если грандиозные планы по развитию экологического туризма в республике, по обустройству замечательной экологической тропы в заказнике “Долгая Поляна” останутся только на бумаге.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще