… Забытый богом уголок — татарская деревушка Кичкетан в Агрызском районе, окруженная лесами и водоемами. Можно сказать, медвежий угол, потому что и косолапые встречались в местных лесах, хоть и в небольших количествах. Так было в Кичкетане еще каких-то два-три десятка лет назад. И могли ли предположить его жители, что их селение станет известно не только всей республике, но и России, что будут приезжать сюда разные делегации, чтобы любоваться природой и перенимать опыт ее охраны…
Здесь будет природный заказник
Природа щедро одарила эти места красотой, разнообразием животного и растительного мира. Но нередко бывает, что, приезжая лет через 15-20 в деревеньку своего детства, поражаешься переменам: речка обмелела, лес поредел… Тревожные сигналы экологического неблагополучия появились в последние десятилетия прошлого века и на агрызской земле.
Из экспертного заключения по состоянию природной системы устьевого участка реки Иж, сделанного в 1996 году:
«… Из-за интенсивного выпаса луговой травостой, особенно первого типа, угнетен, может быть, как пастбищный третьей стадии деградации. На многих участках широкое распространение получили виды трав, не поедаемые скотом… Водная растительность по флористическому составу довольно бедна, что связано с большим распространением в водоемах водяной чумы. Многие водоемы находятся на разных стадиях зарастания… В целом растительный покров участка возможного заказника сильно нарушен интенсивными рубками и беспорядочным выпасом скота… »
В то же время в этом документе отмечалось, что при надлежащей охране и рациональном использовании территории можно надеяться на восстановление уникального пойменного комплекса. Так 16 сентября 1997 года на территории Агрызского района был образован природный заказник «КичкеТан». Главная цель его организации — сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных устьевого участка реки Иж.
Со дня создания заказника прошло одиннадцать лет. Срок достаточный, чтобы внести перемены в окружающую среду. И они в «Кичке-Тане» в настоящее время видны, как говорят, невооруженным глазом. Богат и разнообразен животный мир заповедника, многие из видов занесены в Красную книгу РТ. Например, медведи. На территории Татарстана они редки и, как правило, являются «транзитным» видом, то есть заходят из лесистых регионов Кировской области, Марий Эл. По этому поводу среди ученых были споры: имеют ли медведи право на «прописку» в татарстанской Красной книге, коль они у нас постоянно не живут? Но агрызцы сумели доказать, что в их краях медведи не пришлые, есть и берлоги. Директор «Кичке-Тана» Ахли Файзуллин считает, что пока нельзя выводить медведей из Красной книги, так как это редкий для республики вид.
… Устьевой участок Ижа мало похож на реку, по виду это море с вкраплениями островов и островков, поросших густой травой, окруженных забором из коричневых камышовых пик. Плотной зеленой стеной закрыты берега реки. Можно только предположить, какая там кипит жизнь и сколько разной живности находит приют в уютных и питательных зарослях надводной растительности. Здесь довольно много поселений бобров, ондатры и норки. В 1995 году на склоны правого берега Ижа были выпущены сурки-байбаки, которые успешно здесь прижились. А птиц в этих местах и вовсе не счесть — 700-800 особей на квадратный километр. Больше всего среди них обыкновенных чечевиц, тростниковых овсянок, а также болотных камышовок и камышовок-барсучков. Любят эти места и хорошо знакомые нам грачи, сороки, скворцы, трясогузки. Среди пернатых краснокнижников выделяются гордые красавцы лебеди-шипуны. Они над рекой летают большими стаями и довольно близко могут подпустить к себе человека. Понимают, что люди их любят и не обидят. А ведь до организации заказника здесь с трудом можно было встретить пару-другую лебедей. Уж больно неспокойные места — то рыбаки в лодках, то охотники с ружьями нарушали покой. А лебедь птица пугливая и осторожная. Правда, отношение к лебедям у людей, как правило, почтительное. Недаром об этой птице и стихи слагают, и песни поют, красивых и любимых девушек называют лебедушками… Инспекторы «КичкеТана» рассказали случай, когда один из охотников застрелил лебедя. Так товарищи его потом за это чуть самого не убили…
Лебеди устраивают свои гнезда в густой траве на берегу, и, когда самка сидит на яйцах, самец ее охраняет. В это время птицы особенно осторожны, при малейшей опасности белоснежные лебеди, оттолкнувшись от воды, как от трамплина, расправив широкие крылья, устремляются в небо. А потом, успокоившись, снова садятся на воду.
Со дня организации заказника инспекторы «КичкеТана» поставили задачу — увеличить численность лебедей-шипунов на акватории Ижа. Был введен режим особой охраны, многие виды хозяйственной деятельности регламентированы, запрещен проезд на технике вне дорог общего пользования, промысловая и спортивная охота разрешена только в осенне-зимний период. Теперь белоснежные птицы летают здесь десятками.
Лесная сказка
Кроме водной акватории Ижа, в заказник «КичкеТан» входит суша, занятая богатыми хвойными и смешанными лесами. Когда-то эти массивы были преимущественно еловыми, с вкраплениями лип, и покрывали всю нынешнюю территорию Агрызского района. Но сейчас такие леса сохранились лишь фрагментами. Один из них — массив коренного берега реки Иж к юго-западу от деревни Шаршада. Этот лес, по мнению специалистов, хотя и был изуродован рубками, но продолжает сохранять типичные зональные черты. Помимо ели и липы здесь растут пихта, дуб, ильм, а в подлеске — черемуха и бересклет. Изредка встречается сосна, но она, как правило, имеет искусственное происхождение, то есть посажена человеком.
Со смотровой площадки № 1, которую сотрудники заказника оборудовали специально для туристов, хорошо любоваться пейзажами «КичкеТана»: вдали виднеются разлившаяся река Иж со своими притоками — это водная акватория заказника, крупные пятна разных оттенков зеленого цвета — это лесные массивы. Одно из таких «пятен» — памятник природы Сложный Бор, который примечателен одной из самых больших в республике колонией серой цапли.
Любуясь лесом, невольно обращаешь внимание на возвышающуюся над другими деревьями крупную ель с куполообразной вершиной на стволе-шпиле. О ней в этих местах ходят легенды. Вот что рассказал про эту ель госинспектор заказника Амир Хасанов (на снимке):
— Полвека назад, когда мне было лет шесть или семь, эта удивительная елка уже росла здесь. Нас, детей, пугали: «Там медведь сидит, не ходите туда». Мне это место (его в народе называют Кленовая роща) очень дорого — все детство здесь прошло. Тут праздник такой отмечали весной — вороне кашу варили….
А со смотровой площадки № 2 взору открывается другой чудесный лесной массив, все деревья в котором, словно на подбор, стройные, зеленые, с густой кроной. По рассказам местных жителей, этот лес должен был во время строительства Нижнекамского водохранилища (сорок лет тому назад) уйти под воду, и потому его почти под корень вырубили. Но по каким-то причинам затопления не случилось. И лес вырос заново — еще лучше прежнего.
На территории заказника много родников — в общей сложности около 30. Говорят, было больше, но часть ключей ушла под воду после образования Нижнекамского водохранилища. Один из самых примечательных родников — «Аулия-чишмэсэ».
Этот источник благоустроили совместными усилиями нефтяники НГДУ «Прикамнефть», жители деревни Кичкетан и сотрудники заказника в 2005 году. Деревянная ограда сделана по старинной технологии, без единого гвоздя. Вода в роднике очень чистая, холодная и вкусная.
Есть необычная и красивая легенда. Якобы в давние времена один уважаемый человек из здешних мест, которого звали Прорицателем,
Об экологическом туризме анфас и в профиль
Кто хоть раз посетил заказник «КичкеТан», непременно захочет побывать здесь снова, чтобы вновь увидеть безбрежные водные просторы, бездонное небо и такие фантастически красивые лесные массивы. Может, аура здесь особая? Хоть не Байкал, не величественная тайга, а всего лишь подтаежная зона и обычные для нее хвойно-широколиственные леса. Но здесь такой «лесной шарм», что умом не понять, только душой.
Кстати, экс-министр экологии и природных ресурсов РТ, в настоящее время советник Президента РТ по вопросам нефти, газа и экологии Ирина Андреевна Ларочкина, очень любит эти места и даже
А не сделать ли этот колоритный живописный уголок, один из самых лесистых в Татарстане, центром экологического туризма? Мечта благая и вроде вполне обоснованная. Флора и фауна заказника богатые, вокруг хвойные леса с разнообразной живностью. Красива и необычна в изгибах своего русла река Иж, вокруг множество озер, родников. И даже смотровые площадки оборудованы, чтобы можно было любоваться всей этой красотой. А красота, как сказала
Некоторые фанаты едут на край света только ради того, чтобы полюбоваться видами Байкала или Сахалина. В «Кичке-Тане» тоже много красивого. Но сможет ли небольшая деревня достойно принять туристов? От Казани до Агрыза ехать, в лучшем случае, четыре часа. Не всякому туристу, жаждущему пообщаться пусть даже с очень впечатляющей природой, под силу самостоятельно преодолеть столь длинный путь. К тому же, если мы будем делать ставку на развитие в Татарстане экологического туризма среди иностранцев, следует учитывать их весьма преклонные лета. По статистике средний возраст французских туристов составляет 65 лет, а немецких и того более — 75… Это во-первых. А во-вторых, где размещать людей, которым после прогулки захочется отдохнуть, переночевать? Увы, туристская инфраструктура в республике развивается слабо. У нас столько красивых мест, которые не стыдно показать самым взыскательным гостям. Взять Болгар — уникальный музей архитектуры древней Булгарии под открытым небом в Спасском районе. Красивейшие, тоже очень древние и небезынтересные для туристов села Верхнеуслонского, Высокогорского районов. А остров Свияжский со своими бесценными соборами, а красавица Раифа, а Елабуга, а Чистополь с уникальными музеями, с полноводной Камой?.. Этот список можно очень долго продолжать. Но вот беда, показать нам есть что, но принять туристов на должном европейском уровне мы не готовы.
Есть и еще один момент, мешающий развитию экотуризма. Как гласит Закон РТ «Об особо охраняемых природных территориях», «… постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам». Туристические инфраструктуры на территории природных заказников нежелательны, главное их предназначение заключается не в эстетическом наслаждении, а в сохранении и восстановлении природных комплексов и поддержании экологического баланса. Трудно сказать, насколько это сегодня справедливо.