А как иначе назвать путешествие по замусоренным пригородам Казани, даже если совершаешь его на комфортабельном мини-поезде, принадлежащем главному железнодорожному боссу Татарстана Ивану Белову и любовно названному им "трамвайчиком". Пейзажи из окон открывались порой отнюдь не лицеприятные…
В преддверии субботника, который планируется провести в Казани 19 апреля, отряд проверяющих в составе двух министров (экологии и природных ресурсов, транспорта и дорожного хозяйства РТ), руководителей исполкома Казани, глав районных администраций, других ответственных лиц, а также большой группы журналистов прокатился до Свияжского моста через Волгу. Но, прежде чем отправиться в путь, команда ревизоров имела возможность любоваться грязным пейзажем, так сказать, не отходя от кассы – буквально в нескольких десятках метров от здания Казанского железнодорожного вокзала. Если первый и второй железнодорожные пути, куда прибывают виповские поезда, а также третий, четвертый, пятый и шестой особых нареканий по чистоте не вызывают, то дальше, будто кто черту провел, ситуация резко меняется. Настолько резко, что кажется, что попал на свалку, так вокруг грязно. Поразило, что об этом знают и руководители города, и представители природоохранных учреждений, не говоря уже о железнодорожном начальстве, а вот меры почему-то не принимаются. Стыдно перед гостями Казани. Неужели уборка этих территорий столь трудновыполнима?
…Раздался протяжный гудок, застучали по рельсам колеса железнодорожного "трамвайчика", замелькали картинки Казани, перемежающиеся то и дело большими и маленькими мусорными кучами. Этот факт особенно ранил душу (говорю об этом вполне искренне, как патриот Казани), потому что ни промелькнувшие позже за окном небольшие станции типа 774 километр, ни Васильево, ни Юдино, ни Зеленодольск, ни Свияжск не были столь неопрятны, как окраина столицы. Хотя, давая интервью прямо в поезде журналистам, руковолитель исполкома столицы Рафис Бурганов уверял, что Казань чиста, как стеклышко. Но мы ведь не слепые… В центре – может, так и есть. Но что касается окраин, того же традиционно знаменитого своей захламленностью Кировского района, – тут, как говорят, еще конь не валялся, мусор с этих территорий нужно вывозить десятками "КамАЗов".
Правда, есть одно оправдание для городской администрации, которая очень споро начала двухмесячник по санитарной очистке. Столица с недавних пор прикрепила к своей территории несколько десятков поселков, сегодня их насчитывается 70. Так вот, основные мусорные хлопоты связаны именно с ними. За свое многолетнее существование в ранге сельских поселений эти ставшие городскими поселки обросли мусором, как говорят, по самую макушку, централизованный его вывоз налажен лишь с прошлого года. И не всегда здесь все гладко. Например, по закону с контейнерных поселковых площадок мусор должен вывозиться летом раз в день, зимой – раз в три дня. Но эти сроки нарушаются. Вот вам одна из причин захламленности. Еще одна, как это ни обидно, – бескультурное поведение самих горожан, владельцев садово-дачных кооперативов, прилегающих к Казани. Дачники захламили своими отходами все овраги, пригородные леса, берега речек. Нередко они посягают и на ценные природные участки – в настоящую свалку превратили, к примеру, особо охраняемую территорию "Карьерный овраг" близ поселка Нагорный.
Сразу же после завершения железнодорожного объезда Рафис Бурганов провел совещание в городской администрации со своими заместителями, руководителями районных образований столицы и другими официальными лицами. И кое-кому здесь было очень жарко…
Если журналисты во время объезда просто смотрели за окно, фиксируя в своих блокнотах эмоции, то руководители ответственных ведомств профессиональным взглядом замечали то, что обывателю не видно, и делали выводы.
– Скажу честно, вид нелицеприятный, везде мусор, свалки, – сказал министр экологии и природных ресурсов РТ Аглям Садретдинов. – Но я думаю, в ближайшее время мы наведем порядок, будут приняты жесткие меры. Нарушителям даем срок – в течение недели весь обнаруженный во время этого рейда мусор убрать, в противном случае принимаем административные меры и передаем материалы в природоохранную прокуратуру.
Вот только, к сожалению, наш менталитет еще не готов к чистоте… Люди нередко думают, что коль выбросили мусор за забор, то проблема чистоты решена. Но это не так. Мы все дышим этим воздухом, ходим по этой земле. Каждый житель должен не на словах, а на деле заботиться о чистоте, соблюдать правила складирования мусора в строго отведенных местах. Тогда и порядок будет.
Взять станцию Зеленый Дол, которую мы проехали. Вышел к поезду начальник станции, а буквально под носом у него – неубранная территория. Поговорили жестко, пообещал, что все будет убрано. Но мы должны работать не урывками, а систематически.
…Возвращение в Казань вновь было омрачено кучами мусора, которые словно специально дожидались нас на станции Восстания близ улицы Воровского.