Несколько лет назад на улице Космонавтов в Казани под колеса автомобиля угодило странное животное размером с небольшую собачку, с остроносой мордочкой и длинным пушистым хвостом. Явно не белка, не норка, не лиса и не кошка. Кто-то из сведущих прохожих предположил, что это куница – вон и пятно в виде подковы у нее под шеей имеется. Только откуда лесная куница, предпочитающая по деревьям лазать, а не по земле бегать, в городе взялась?
Ответить на этот вопрос помогли специалисты-зоологи, которые определили, что зверек этот и в самом деле куница, только не лесная, а каменная. Главное отличие одного вида от другого – цвет пятна под горлом: у лесной куницы он желтый, а у каменной – чисто белый, из-за чего ее называют "белодушкой". В Красной книге Татарстана она значится в отряде хищных и семействе куницевых под статусом IV – новый вид в фауне РТ.
О встречах с каменной куницей на территории республики в книге "Животный мир Татарии", опубликованной в 80-е годы ХХ века, рассказали ее авторы – основатель первой в КГУ кафедры экологии, охотовед, ученый Виктор Алексеевич Попов и известный ихтиолог Александр Владимирович Лукин. Но первая достоверная находка белодушки в Татарстане, на которую ссылается Красная книга, была отмечена зимой 1987-88 года в Свияжском лесничестве на территории Верхнеуслонского района.
Каменная куница потому так и называется, что неравнодушна ко всякого рода камням и предпочитает обычным равнинным лесам кустарниковые заросли в гористой местности. Для своего жилища она выбирает расщелины и трещины в скалах, пустоты между камнями, в лесу может занять барсучью нору, дупло на высоте от 2 до 9 метров над землей.
Каменные куницы – одиночные звери. Но если все же приходится в силу разных обстоятельств жить достаточно скученно, зверьки не проявляют по отношению друг к другу агрессивности. Большую часть времени каменная куница проводит на земле, где добывает пищу. В лазании по деревьям ее значительно превосходит лесная куница. Питается белодушка в основном мышевидными грызунами и мелкими птицами, в ее рацион входят также растительные корма. Молодое поколение появляется на свет в марте-апреле. Новорожденные детеныши каменной куницы слепые и совершенно беспомощные, видеть они начинают лишь спустя 4-5 недель. Примерно полтора месяца мать кормит их своим молоком, а через три месяца малышей по размерам уже не отличить от взрослых особей.
Интересно, что иногда каменная куница встречается в населенных пунктах и даже в больших городах. Излюбленные места ее обитания – чердаки, а также кучи хвороста и кустарниковые заросли. Доцент биофака КГУ, старейший ученый-зоолог Татарстана Валериан Иванович Гаранин рассказал об интересном сообщении конца 40-х годов прошлого века: каменная куница, лазающая, как альпинистка, по стенам многоэтажных домов, была обнаружена в Воронеже. За ней проследили и выяснили, что живет горожанка-белодушка на чердаке, питается голубями, выглядит сытой и довольной жизнью. Неизвестно, правда, что с ней дальше случилось.
Есть факты пребывания каменной куницы и в Казани. Правда, увидеть ее живьем трудно – зверек очень осторожен, ведет сумеречно-ночной образ жизни. Все "казанские" встречи с каменной куницей, увы, фиксировались, когда животное уже погибало. Как-то, еще до выхода первого издания Красной книги РТ, то есть до 1995 года, один камскоустьинский охотник щеголял в шапке из каменной куницы. Искренне удивился, узнав об этом, потому что думал, что подстрелил в районе Теньков обычную лесную куницу.
А еще был случай, когда в капкан одного из сотрудников зоостанции КГУ в Зеленодольском районе угодил странный зверек. Так и не определив, кто же это, сотрудник снял с погибшего животного шкурку и повез ее в Казань. Там специалисты сразу же определили, что это редкая для наших мест каменная куница. Вышеназванный экземпляр в настоящее время экспонируется в зоологическом музее КГУ.
Каменная куница довольно многочисленна в Передней, Средней и Центральной Азии, в горных районах Европы. В России она встречается на Северном Кавказе, в западных регионах Центрального Черноземья, а также на юге Алтайских гор. А вот для Татарстана это животное было в диковинку, как и для всего Поволжья. Наши края каменная куница активно начала заселять в начале 70-х годов ХХ века, а к ХХI веку обосновалась почти на всей территории правобережья среднего и нижнего течения Волги. Откуда и почему она у нас появилась? Вот какую версию выдвинул В.И.Гаранин.
– В 30-е годы в Советском Союзе было модным направлением науки внедрять в те или иные территории новые виды животных, которые прежде здесь никогда не жили, – говорит Валериан Иванович. – Помнится мне, что в 1939 году в рамках этих исследований в Рязанской области были выпущены каменные куницы. Возможно, именно оттуда и началось впоследствии освоение Поволжья белодушками. Хотя сам метод (он называется акклиматизацией), на мой взгляд, бесперспективен и чреват большими неприятностями для других видов животных. Более сильные "новички" покушаются на кормовую базу, отвоевывают пространство, все более вытесняя аборигенов, вплоть до их полного исчезновения. Так, например, случилось у нас с норкой европейской, которую в Татарстане практически полностью вытеснила норка американская.
Значимость каменной куницы в пушном промысле невелика, так как качество меха этого животного уступает ее ближайшим "родственникам" – лесной кунице и тем более соболю. Да, были когда-то в почете соболиные шубы и шапки, которые входили в обязательный ассортимент зимней одежды знатных российских вельмож. Золотом платила за соболиные шкурки заграница. В XVI веке соболей довольно много было на территории нынешнего Арского района, в начале ХХ века их еще можно было встретить в Закамье. Теперь же на память об исчезнувших соболях Татарстана осталось разве что старинное селение Соболевское в Верхнеуслонском районе. Не хотелось бы, чтобы такая судьба постигла каменную куницу, которая, как и все остальные живые существа, имеет право на место под солнцем. И коль их у нас мало и они занесены в Красную книгу РТ, охраняются Бернской конвенцией, нужно бережно к ним относиться. Особенно это касается охотников, которые, увы, не всегда владеют достаточными знаниями, чтобы отличить обычную лесную куницу от редкой каменной.