Начинаем войну с “дикими” карьерами

О самых разных экологических проблемах шел разговор в минувшую субботу на коллегии Министерства экологии и природных ресурсов, в работе которой принял участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

О самых разных экологических проблемах шел разговор в минувшую субботу на коллегии Министерства экологии и природных ресурсов, в работе которой принял участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Особенно острым стало обсуждение государственной стратегии в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов и охраны геологической среды.

Именно с анализа этого приоритетного направления начал свой доклад министр экологии и природных ресурсов Аглям Садретдинов. И это понятно, ведь недра Татарстана являются важнейшим минерально-сырьевым ресурсом России, и мы должны разумно подходить к добыче полезных ископаемых.

Главное богатство наших недр – это, конечно, нефть. На разведанных запасах действуют мощные нефтедобывающий и нефтехимический комплексы, в последние годы активно формируется нефтеперерабатывающее производство. Сегодня на долю нефтедобывающего комплекса приходится более четверти валового внутреннего продукта, с ним связаны основные денежные потоки, оказывающие важное влияние на социально-экономическое развитие республики.

Но если в последние годы "нефтянка" нареканий практически не вызывает, то добыча других полезных ископаемых нередко ведется с нарушениями, что весьма вредит окружающей среде. Недра республики содержат широкий спектр твердых нерудных ископаемых, которые интенсивно используются в производстве строительных материалов, например, цемента, ячеистых бетонов. Емким потребителем песчано-гравийной смеси является автодорожное строительство. В соответствии с программой "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" для наших автодорог в ближайшие пять лет потребуется 28,5 миллиона кубометров песка и песчано-гравийной смеси, 14,6 миллиона кубов щебня. Добыча ПГС ведется мощными темпами, но, увы, часто с такими большими нарушениями, что в Минэкологии по поручению Правительства республики была создана специальная комиссия для контроля за процессом извлечения полезных ископаемых. Особую тревогу вызывают несанкционированные места их добычи, или "дикие" карьеры, которых, по словам министра Садретдинова, в 2007 году насчитывалось более 700. Разработка месторождений на многих из них ведется варварскими методами. Мало того что владельцы "диких" карьеров не имеют лицензий на недропользование, они еще многократно превышают нормы добычи. Справедливости ради отметим, что порой нормы превышают и те, у кого лицензии есть. Так что контроль необходим повсеместный и принципиальный.

К чему приводит беспредел в добыче полезных ископаемых? В первую очередь, страдает земля. Ведь даже после закрытия карьера на его месте на долгие десятилетия остаются незаживающие раны, жестокие шрамы. Их сотни и даже тысячи на нашей земле… В этой связи припоминается обезображенный добычей ПГС участок в Атнинском районе на берегу реки Ашит. Более десяти лет назад эта территория была включена в список особо охраняемых – создан государственный комплексный природный заказник "Ашит". Здесь была запрещена добыча полезных ископаемых и любая другая производственная деятельность. Но обезображенная земля еще долгие годы будет напоминать о диком варварстве, которое допустил по отношению к ней человек…

– Необходимо навести порядок и ужесточить процесс выдачи лицензий на недропользование, – сказал во время своего заключительного выступления на коллегии Премьер-министр Р. Минниханов. – Их должны получать только организации, владеющие современной техникой для добычи полезных ископаемых, соблюдающие экологические правила и нормы. Должен быть жесткий и разумный подход в том, что и как мы добываем. Министерство экологии обязано занять принципиальную позицию и стать центром ответственности в сфере недропользования.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще