Куда летят щепки, а также остатки кирпичей и арматуры?

Любой гость татарстанской столицы с удовлетворением отметит: Казань – город новостроек.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Любой гость татарстанской столицы с удовлетворением отметит: Казань – город новостроек. И это так. Куда ни глянь – везде видны устремленные в небо строительные краны да растущие, как на дрожжах, "высотки". А уж объектов помельче, а также зданий, меняющих свой облик после реконструкции, и вовсе не счесть.

Это радует, дает возможность гордиться родным городом, который устремлен в будущее. Но есть тут и другая, оборотная, сторона "медали".
Мы привыкли, что уж греха таить, к груженным стройматериалами и мусором грузовикам на улицах столицы, к стройплощадкам рядом с домом, к неудобным и грязным, протоптанным самими пешеходами дорожкам во дворах вместо ровненьких чистых тротуаров. Утешаем себя тем, что стройка – процесс временный, что надо немного подождать: вот закончится работа, и вокруг станет чисто и уютно. Но иной раз ждать приходится годы, а то и десятилетия…

Вновь вспоминается афоризм: чисто не там, где убирают, а там где не мусорят. Строительный мусор уже давно стал притчей во языцех, представители экологической милиции устали составлять протоколы на нарушителей, устали обсуждать эту тему на всех ответственных совещаниях.
Да если бы речь шла только об эстетической стороне дела! Отходы, небрежно оставленные после строительства нового объекта или реконструкции старого, могут доставить гораздо больше неприятностей, чем непрезентабельный внешний вид территории.

Вот недавняя история. Одна уже немолодая дама, назовем ее Н., выйдя из автобуса, решила зайти в расположенную поблизости аптеку. Да не заметила торчащий из земли кусок арматуры, споткнулась (в аптеке и на прилегающей к ней территории недавно сделали ремонт). Ну а дальше, как в кино: очнулась – гипс… Увидев беспомощно лежащую на земле женщину, прохожие вызвали "скорую помощь", бедную даму увезли в больницу.

Врачи поставили диагноз: оскольчатый перелом плечевой кости со смещением. Пострадавшую чуть ли не до пояса упаковали в гипс, и пришлось ей в таком состоянии пребывать более трех месяцев. Врачи утешали пациентку: мол, еще легко отделалась, могло бы быть и хуже, через их руки в последнее время проходит немало пострадавших с такими же "постстроительными" травмами.

Если бы эта история приключилась где-нибудь на цивилизованном Западе, то вышеупомянутая аптека без разговоров выложила бы пострадавшей даме компенсацию за нанесенный ее здоровью ущерб вкупе с моральными переживаниями. Но только не у нас. Вы не поверите, но руководство аптеки не то что не признало свою вину, но и обвинило в случившемся саму пострадавшую: мол, нужно было под ноги смотреть, а не ворон считать… Обиженная дама обратилась за помощью в редакцию. Но, когда наш корреспондент попытался пообщаться на эту тему с работниками аптеки, показав им свое удостоверение, его грубо попросили освободить помещение.

Пришлось обратиться в Министерство экологии и природных ресурсов РТ за разъяснениями. Они нашлись в законах "Об отходах производства и потребления" и "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан". Ряд статей этих документов как раз регулирует поведение предпринимателя во время строительства или реконструкции здания или сооружения, которые он занимает, в том числе как арендатор.

Независимо от того, частная территория или государственная, все должны одинаково беспрекословно соблюдать правила складирования и утилизации своих отходов. А то ведь может дойти до того, что на своем частном участке кому-то придет в голову открыть ядерную свалку…

Специалисты Минэкологии пояснили, что оставшиеся после строительства отходы надо незамедлительно убрать, во время же строительства или реконструкции необходимо вывесить предупредительные аншлаги. Любая организация, получающая подряд на ремонт зданий и сооружений, обязана работать на основании договора, предусматривающего сбор мусора в соответствующие емкости с последующей его утилизацией в определенных местах, например на полигонах ТБО. Хотя, в принципе, строительные отходы – это ценное вторичное сырье, закапывать их в землю – верх расточительства. В Москве и ряде российских городов, не говоря про заграницу, строительные отходы перерабатывают, получая из них всякие полезные вещи, например основу для строительства дорог. А вот в Казани, оказывается, эти отходы даже закопать негде, о переработке пока даже речи нет.

Пока в столице существует лишь одна санкционированная свалка, отведенная под захоронение строительного мусора. Это Бобылевский овраг в Авиастроительном районе. Не такой уж он большой, и на всех его, понятное дело, не хватает. Вот и обнаруживаем мы строительные отходы в оврагах, на лесных опушках, на берегах речек, на обочинах дорог, а то и просто за углом нового дома…

В среднем за месяц в текущем году, как рассказал заместитель начальника экологической милиции Казани Ирек Валиев, по статье 3.6 КоАП РТ, которая включает в себя перечень правонарушений за сброс мусора в неположенных местах, порчу зеленого фонда, отсутствие специализированных комплексов для мытья грузовых автомобилей, выезжающих с территории стройки, и так далее, оформляется около восьмидесяти протоколов, из которых десятая часть связана со строительным мусором. Сумма штрафа при этом составила от 100 до 1000 рублей на гражданина, от 2000 до 3000 – на должностное лицо и от 10000 до 30000 – на юридическое лицо. Если же нарушитель попадался во второй раз, то штраф увеличивался вдвое.

Но наказание рублем, как показала практика, не способно решить проблему утилизации строительных отходов, она продолжает усугубляться. И если не принять экстренных мер, пустить все на самотек, строительный мусор может заполонить всю округу….

Так куда его девать? Этот вопрос все чаще задают не только строители и экологи, но и власти города, руководители республики.

Недавно об этом довольно остро говорили на совещании в Министерстве промышленности и торговли РТ. Главной причиной неувязок со строительными отходами было названо уже хорошо известное нам отсутствие четкой системы их складирования. Попытки выстроить ее каждый раз терпят неудачу из-за того, что в столице не решен вопрос вывоза строительных отходов. Хотя есть организации, которые обязаны этим заниматься, в частности ООО "Возрождение", а также специальные подразделения в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. Но это на словах, а на деле мы сталкиваемся с тем, что нигде нет отработанной и реально действующей системы утилизации строительных отходов. Нет у нас и нормативных документов, четких распоряжений местных администраций, которые регулировали бы этот процесс, строго спрашивая с виновных…

По мнению представителей экологической милиции, о сжигании строительного мусора и речи быть не может, потому что он содержит в себе пластмассу, полиэтилен и другие фракции, выделяющие при горении очень вредные вещества. Так что в Казани пока нет других решений утилизации строительных отходов, кроме их закапывания в землю. Но для этого необходимо срочно определить новые места для санкционированного размещения такого рода отходов. Резервы есть – те же городские овраги, площади которых после рекультивации можно использовать для строительства детских площадок, зон отдыха, автостоянок, парковок.

Дамир ВАЛИУЛЛИН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще