Закопать в яму или сжечь?

Ответ на этот вопрос искали на днях участники “круглого стола”, организованного по инициативе комиссии по экологии, охране здоровья и безопасности человека Общественной палаты Татарстана.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Ответ на этот вопрос искали на днях участники “круглого стола”, организованного по инициативе комиссии по экологии, охране здоровья и безопасности человека Общественной палаты Татарстана. В разговоре участвовали специалисты Управления Федеральной службы Россельхознадзора по РТ, Роспотребнадзора по РТ, Главного управления ветеринарии при Кабинете Министров Татарстана, министерств экологии и природных ресурсов, по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также представители администраций Пестречинского и Высокогорского муниципальных районов.


Нечасто приходится вот так вместе собираться и принимать общее решение сотрудникам хоть и родственных по сфере деятельности ведомств, но работающих в автономном режиме. Речь идет о биологических отходах (в том числе медицинских), которые в республике в последние годы стали притчей во языцех и угрозой экологической безопасности. Сложилась парадоксальная ситуация, когда легче и дешевле заплатить штраф за выброшенные в неположенном месте отходы, чем купить лицензию и утилизировать их по всем правилам.


Около трети населенных пунктов республики вовсе не имеют мест утилизации биоотходов. Среди них Казань, Набережные Челны, Мамадыш, Елабуга, Бавлы. Это может показаться абсурдным, но столица, в которой сосредоточены самые крупные лечебные учреждения республики, вынуждена возить свои медицинские отходы по договору с ООО “Технология ЭКО” в Набережные Челны, откуда они затем переправляются на переработку в ОАО “Нижнекамскшина”.


Уже много лет в Казани решают вопрос приобретения установки для утилизации медицинских отходов, но воз и ныне там. Сейчас она особенно нужна, потому что сжигавший, кроме своих собственных, еще и городские биоотходы крематорий Казанского научно-исследовательского ветинститута ныне, не имея лицензии, прекратил принимать их на утилизацию. Приобрести лицензию можно в Ростехнадзоре, но удовольствие это очень хлопотное и дорогое, поэтому в ветинституте от нее отказались.


Напряженная ситуация с биоотходами (к слову, она имеет место в России в целом) сложилась во многом из-за того, что несколько лет назад закрылись два завода по утилизации биоотходов в Заинске и Пестречинском районе. В результате каждый собственник, имеющий дело с биоотходами, оказался предоставлен самому себе в решении проблемы их утилизации. А это дело нешуточное, биоотходы просто так в землю не закопаешь, в ближайший лесок не отвезешь. Среди погибших животных могут оказаться зараженные сибирской язвой, которые подлежат особенно тщательной утилизации. Ведь споры этой опасной болезни, которой может заразиться и человек, сохраняются в почве, как определили ученые, более трехсот лет. В Татарстане сегодня 1067 сибиреязвенных скотомогильников, которые сосредоточены в основном на севере – в Арском, Балтасинском, Атнинском районах. Многие из этих объектов, увы, не отвечают санитарным требованиям, а некоторые, если не принять срочных мер, могут быть размыты.


К сожалению, из имеющихся в Татарстане в настоящее время объектов утилизации биоотходов (в первую очередь это так называемые биотермические ямы, которых в республике 1122) почти половина не соответствует требованиям ветеринарно-санитарного законодательства. Одна из главных причин заключается в том, что построить такую яму по всем правилам безопасности, глубиной 10 метров, чтобы она сама самоочищалась, трудно и дорого. Многим районам не по карману такое строительство. Об этом прямо заявил заместитель главы администрации Высокогорского района Рафис Газизов. Сегодня району необходимо как минимум 16 таких ям, но денег в бюджете на это нет. Поэтому приходится использовать вместо биотермических ямы, предназначенные для складирования ГСМ…


Коллегу из Высокой Горы поддержал и представитель Пестречинского района, который посетовал, что сельчанам в одиночку не справиться с проблемой, поэтому нужна программа комплексных мер по утилизации биоотходов во всей республике, для чего в бюджете РТ должны быть заложены средства. А вообще, как заявил начальник отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Пестречинского района Сергей Ларин, неплохо, если бы на полигонах ТБО работали печи по утилизации биоотходов.


В самом деле, альтернативой биотермическим ямам могут стать установки по сжиганию биоотходов – так называемые инсенираторы, причем не только стационарные, но и передвижные, небольшой мощности, о которых с оптимизмом говорил на совещании начальник отдела инспекции Главного управления ветеринарии Кабинета Министров РТ Андрей Никитин. Ездят такие “мини-крематории” по республике в разных направлениях, собирают биоотходы и сжигают их прямо на ходу. Особых затрат не надо, а польза – огромная. Почему бы не внедрить? Представители Общественной палаты очень обрадовались: вот где выход из тупика! Но специалисты Министерства экологии и природных ресурсов, услышав об этой идее, за голову схватились… Мол, ни в коем случае! Такие передвижные установки по сжиганию отходов небезопасны и вредны для окружающей среды. Если внедрять, то только стационарные.


Что же делать? Опять получается, что поспорили, поговорили на злободневную тему, а к конкретным действиям не приступаем. Потому что желание-то есть, а механизма действий нет… Ведь даже в программе экологической безопасности, которая скоро будет приниматься в республике, вопросы утилизации биоотходов не прописаны. Или забыли про них, или посчитали не столь важными. Правда, еще есть время, как заверил заместитель министра экологии и природных ресурсов Анатолий Щеповских. Так что “общественникам” нужно подсуетиться и потребовать вписать этот важный момент в документ, рассчитанный до 2015 года.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще