Почему стонут полигоны,

Состоявшееся на днях в Чистополе совещание республиканской межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию побило все рекорды: оно длилось без перерыва четыре часа, и в этом полном кипения страстей мероприятии приняли участие более двухсот человек.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Состоявшееся на днях в Чистополе совещание республиканской межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию побило все рекорды: оно длилось без перерыва четыре часа, и в этом полном кипения страстей мероприятии приняли участие более двухсот человек.


Среди них были представители Кабинета Министров РТ, природоохранных ведомств, экологической милиции, жилищно-коммунальной сферы, а также руководители исполкомов муниципальных районов. Дирижерами же этого, образно выражаясь, большого оркестра стали Аглям Садретдинов и Борис Петров, руководители двух ответственных ведомств – Министерства экологии и природных ресурсов Татарстана и Управления Ростехнадзора по РТ. Поводом для такого коллективного разговора стало довольно резкое выступление Премьер-министра Рустама Минниханова 23 июля на прошедшем в режиме видеоконференции заседании межведомственной комиссии. Премьер выразил недовольство состоянием дел на полигонах республики.


Наша газета писала об этом 24 июля в материале “Нужен системный подход к отходам”. Несмотря на то, что в республике работают 49 полигонов для захоронения ТБО, лишь 8 из них имеют лицензии. Это значит, что у остальных, в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” и постановлением Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов” от 26 августа 2006 года, нет официального права на свою деятельность…


Казалось бы, чего проще: приобретай лицензию в Ростехнадозре – и работай спокойно. Но не так это просто – получить лицензию. Хотя сама она стоит всего тысячу с небольшим рублей, но полный пакет документов (более 40 наименований), который нужно сдать для ее получения, обойдется в кругленькую сумму – от 60 до 300 тысяч рублей, а то и больше. Откуда такие деньги у сельских полигонов? В то же время, согласитесь, закрыть таковые нельзя ввиду их острой необходимости.


По мнению Бориса Петрова, надо не плакаться в жилетку, а найти спонсоров, как это сделали в Набережных Челнах, Азнакаеве, Лениногорске. Однако справедливости ради добавим от себя, что это богатые территории. А как все же быть другим регионам – их, кстати, большинство, – где со спонсорами сложнее?


Вот и отправились Садретдинов с Петровым в Чистополь, чтобы попытаться на месте “разрулить” ситуацию и найти выход из тупика, как потребовал Премьер-министр. Кстати, полигоны ТБО являются одним из главных звеньев единой цепочки сбора, утилизации и сортировки отходов. И это, увы, самое слабое звено…


Чистополь был выбран не случайно. Во-первых, как сказал Аглям Садретдинов, учиться нужно не только на хороших примерах, но и на плохих. Во-вторых, проблемы, с которыми столкнулись работники чистопольского полигона, типичны для остальных предприятий подобного типа, поэтому анализ его деятельности полезен для всех. И в-третьих, именно в Чистополе случился прецедент: руководитель местного полигона был осужден (условно) по статье 247 Уголовного кодекса РФ “Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов”.


Чистопольский полигон твердых бытовых отходов начал эксплуатироваться в 2000 году с расчетом, что лет двадцать с отходами в городе все будет в порядке. Но время внесло коррективы – в настоящее время полигон заполнен на две трети, так что уже года через два-три встанет вопрос о строительстве нового. А пока здесь озабочены получением лицензии – заиметь ее никак не выходит, несмотря на активную помощь главы Чистопольского муниципального района Вячеслава Козлова.


Перед началом совещания гости из Казани посетили этот полигон. Увы, взору предстала грустная картина. Да и назвать полигон таковым можно лишь с натяжкой – он больше похож на свалку. Техники не хватает, сортировки нет, а отходы, прежде чем предать их земле и проехаться по ним бульдозером, уплотняют не специальным механизмом, а оставшимся с советских времен прессом… для овечьей шерсти. Хорошо хоть такой нашелся…


Так что, с одной стороны, можно понять руководителя Управления Ростехнадзора по РТ Бориса Петрова, который в сердцах сказал директору, что и в нынешнем сентябре тот не получит лицензию, как планирует, потому что на его предприятии масса недоработок, и даже неизвестно точное количество поступающих отходов.


А с другой стороны, получается,что Борис Германович предпочитает эмоционально наставлять подопечных на предмет необходимости лицензирования и беспрекословного подчинения федеральному законодательству, поиска денег, спонсоров, вместо того, чтобы дать дельный совет: а что же конкретно делать тем, кто не способен платить фирмам баснословные суммы за оформление бумажек, и главное – как эти суммы опустить на землю, сделать скромнее?


Складывается такое впечатление, что Петрову и возглавляемому им Управлению Ростехнадзора выгодно, чтобы полигоны не имели лицензий и платили громадные штрафы. Поневоле соглашаешься с премьером, сказавшим на упомянутой видеоконференции, что у Ростехнадзора “плохой имидж в народе”.


В кулуарах совещания в Чистополе автору этих строк довелось слышать разговоры о том, что, мол, у Ростехнадзора есть определенный круг фирм, с которыми он предпочитает иметь дело. А если подготовишь пакет документов где-то в другом месте, подешевле, то получится себе дороже: найдя ошибки и несоответствия, потребуют переделать. Естественно, за новую плату…


К чести министра Агляма Садретдинова, он не побоялся озвучить эту тему на совещании, пообещав разобраться и принять меры. Еще один штрих к портрету нового министра экологии: он не пожалел времени на то, чтобы персонально познакомиться с руководителями исполкомов муниципальных районов или их замами, прибывшими в Чистополь. И это похвально, потому что именно муниципалам с недавнего времени отводятся большие полномочия в решении проблемы сбора и утилизации отходов. И очень многое будет зависеть от того, насколько тесно смогут экологи сотрудничать с муниципалитетами.


Не могу умолчать и о перепалке, возникшей на совещании между Борисом Петровым и чистопольским главой Вячеславом Козловым, ставшим на защиту своего полигона, уже много месяцев добивающегося получения заветной лицензии. В итоге спорщики все же пришли к согласию (хотя бы видимому), ибо лицензирования никому не избежать, и разумнее выработать общую стратегию, нежели осыпать друг друга взаимными упреками.


Первым шагом к решению проблемы стала договоренность: всем полигонам республики представить к 15 августа в Управление Ростехнадзора по РТ имеющиеся в наличии документы по лицензированию.


Члены межведомственной комиссии рассмотрели также еще один злободневный вопрос, касающийся очистных сооружений и качества воды поверхностных водоемов и подземных источников. Если Чистополь может похвалиться хорошими биологическими очистными сооружениями, то, к примеру, в Аксубаеве осуществляется лишь техническая очистка сточных вод, в Болгаре они поступают в водохранилище без очистки. А в Новошешминске и вовсе нелепая ситуация: готовые очистные сооружения уже год не могут ввести в эксплуатацию, из-за того, что… некому на них работать.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще