О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2002 году

Хэрмэтле халык депутатлары!

Хэрмэтле халык депутатлары!


Уважаемые народные депутаты!


2001 год был для всех нас во многом знаменательным. Прошли выборы Президента республики, которые стали важной вехой в сохранении политической стабильности, закреплении роли Татарстана в системе федеративных отношений. Граждане в своем большинстве поддержали курс на продолжение социально-экономических преобразований, развитие демократических институтов и укрепление авторитета республики. Это стало вотумом доверия нашего народа той политике, которая ведется с 1990 года.


В Республике Татарстан продолжались преобразования, направленные на решение главной задачи – повышение уровня и качества жизни населения. Более быстрыми темпами по сравнению со среднероссийскими росли объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, а также реальные доходы татарстанцев. Успешно продолжалась реализация республиканских социальных программ, дальнейшее развитие получили внешние связи Татарстана. Утверждены Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года, а также Федеральная программа подготовки к празднованию 1000-летия основания города Казани.


В 2002 году нам предстоит продолжить реформы в интересах человека. При этом мы, как и прежде, будем стремиться постепенно превращать Татарстан в регион европейского уровня на основе перехода на мировые стандарты в производстве и социальной жизни.


2001 год прошел под знаком приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Мы исходим из того, что законодательный орган республики должен адекватно изложить на языке права специфику Татарстана, учитывая при этом общероссийскую ситуацию.


В то же время мы считаем, что в федеративном государстве должно быть более четко проведено разделение полномочий. При нашем участии начала работу Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о законодательном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Как выяснилось, целый ряд не только местных, но и федеральных законов принят в нарушение действующей Конституции РФ и дает основания для вмешательства центра в компетенцию субъектов.


В последнее время ряд политиков разного уровня стали упускать из виду, что Конституция России принималась, как это записано в преамбуле, от имени многонационального народа и основана на “равноправии и самоопределении народов”. Культурное многообразие, скрепленное политическим единством, – вот формула развития Российской Федерации. Стабильность в обществе обеспечивается не унификацией всех и вся, а через учет многообразия интересов, как национальных, так и региональных. Причем многонациональное культурное развитие народов России обеспечивается, прежде всего, республиками, а потому на них падает особая миссия.


Попытки трактовать республики как негосударственные образования вызывают недоумение. Республика есть форма государства, опирающаяся на волю народа, а государства, как известно, без суверенитета не бывает. Мы исходили и исходим из того, что в федеративном государстве не может быть абсолютного суверенитета. Он делим в соответствии с компетенцией центра и республик. Источником права в Татарстане является ее многонациональный народ, который наделяет полномочиями республиканские органы власти.


Сегодня не может быть возврата к советской практике, когда конституции автономий были декоративными и копировали Основной закон СССР. Есть компетенция федерального центра, в рамках которой он действует, и есть компетенция республики, в рамках которой она обладает всей полнотой власти. Федеральные законы должны приниматься в рамках компетенции центра, а республиканские законы – в соответствии с полномочиями субъекта на основе соблюдения принципов разграничения полномочий. В этом суть “вертикали власти” и это залог политической стабильности.


Конституция Татарстана принималась в непростое время, когда республика утверждала свой статус, искала пути перехода к рыночной экономике, создавала демократические институты. В то время в России в целом шел процесс становления новых общественных отношений. По сути, это были революционные изменения. После распада СССР на основе принятия Декларации о государственном суверенитете возникла новая Россия, которая определилась с государственным устройством, начались коренные экономические и социальные преобразования. Но в то же время она продолжала жить по советской, социалистической Конституции. В этих условиях в нашей республике принимались законодательные акты в опережающем режиме.


В 1992 году был подготовлен Федеративный договор, который подписало большинство субъектов, но Татарстан с ним не согласился, поскольку наш статус не был учтен в этом документе. В 1992 году в сложнейших политических условиях прошел референдум, на котором почти 62% голосовавших подали свои голоса за укрепление нашего статуса. Это решение, наряду с Декларацией о государственном суверенитете, легло в основу разработки Конституции Татарстана. Мы, таким образом, ушли от статуса советской социалистической автономии и заложили базовые положения новой государственности. Именно с этого года начинается стабилизация политической обстановки в республике. Многонациональный народ Татарстана воспринял Основной Закон как отвечающий его коренным интересам. Межэтническое, межконфессиональное согласие получило прочную правовую базу в соответствующих статьях Конституции республики.


Мы ясно отдавали себе отчет в том, что наша новая форма государственности нуждается в признании со стороны федерального центра. В 1993 году в ходе Конституционного совещания нашей делегацией были внесены предложения в проект Конституции РФ, касающиеся закрепления статуса Татарстана. Однако они даже не рассматривались, и делегация Татарстана была вынуждена покинуть этот форум. Тем не менее конституционная комиссия внесла поправки в проект Конституции России, в частности, в статье 11 появился пункт 3, позволяющий строить отношения субъекта с центром на основе конституций и договора, что было для нас принципиально важно. Тем самым открылся легитимный путь для подписания двустороннего Договора, который, как сказано в преамбуле документа, руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан.


Договор в тот период снял противоречия между двумя конституциями и тем самым внес ясность в политические отношения республики с центром. Он, безусловно, стал определенным компромиссом, но, главное, устраивал обе стороны. Было бы ошибкой думать, что Договор был конъюнктурным документом. На самом деле Договор задел глубинные интересы государства и стал реальным шагом к подлинной федерализации страны.


О нашей политической истории последних десяти лет приходится напоминать лишь для того, чтобы показать последовательность наших шагов. Мы на каждом этапе старались прийти к согласию с федеральным центром, но при этом всегда исходили из интересов многонационального народа республики и необходимости сохранять стабильность в Татарстане.


Со времени принятия Конституции Татарстана в республике произошли значительные изменения. Политическая система стала более развитой, экономика перешла на рыночные отношения, претерпели определенную эволюцию отношения с федеральным центром. Мы и раньше говорили, что Конституция будет корректироваться, поскольку для этого есть объективные причины. Что-то в ней явно устарело, что-то требует внесения определенных поправок, кое-что из полномочий, записанных в Конституции Татарстана, мы на основе Договора делегировали федеральному центру. В то же время существуют базовые статьи, определяющие статус республики, которые по сути должны сохраниться с учетом политических реалий.


В новой редакции Конституции мы ясно обозначили Республику Татарстан как полноправный субъект Федерации, объединенный с Россией на основе конституций РФ и РТ, а также Договора о разграничении и взаимном делегировании полномочий. Это соответствует фактическому положению дел. Вместе с тем мы закрепили суверенный статус республики, что означает всю полноту государственной власти в рамках своей компетенции. Мы отдаем себе отчет, что упоминание суверенитета в Основном Законе республики кое-кому не понравится и наверняка появятся желающие вновь ревизовать положения нашей Конституции. Однако республики в российской Конституции признаются государствами, значит, как в теории, так и на практике невозможно отрицать понятие суверенитета.


В предыдущей Конституции было записано, что Татарстан – субъект международного права, что вызывало протесты со стороны федерального центра. В Договоре эта статья изложена в пределах, в которых республика участвует в международных делах. За эти годы мы выработали основы приемлемой внешней деятельности, которая исходит прежде всего из наших экономических интересов. Татарстан подписал десятки соглашений с зарубежными странами, установил рабочие контакты с международными организациями, открыл свои представительства за рубежом. С МИДом России у республики деловые и уважительные отношения. Федеральный центр признал наше право на внешние связи, поскольку они не направлены против международных договоренностей России и в то же время позволяют республике сохранить и завоевать рынки сбыта. Жизнь показала, что нам вполне достаточно тех полномочий в сфере внешней деятельности, которые мы имеем по Договору, что и закреплено в новой редакции Конституции.


Для нас является исключительно важным закрепление в Конституции функций государственных языков – татарского и русского. Какие бы мнения ни существовали на этот счет, для нас эта позиция является принципиальной. Мы от нее не можем отступить, поскольку это одно из условий политической стабильности в республике. В Татарстане ни один язык не ущемляется, наоборот, мы нашу территорию сделали безупречной с точки зрения соблюдения прав этносов на развитие своих культуры и языка. Вместе с тем татарский язык наряду с русским должен развиваться во всех сферах жизни, включая государственную.


В новой редакции Конституции сохраняется преемственность в части права собственности на землю и недра. Суверенитет не может существовать без экономической базы, а земля, недра, водные, лесные и другие природные ресурсы – это то, на чем держится хозяйственная самодостаточность республики.


Существуют правовые понятия, которые во многом носят символический характер и в жизни не всегда находят адекватное воплощение. Например, термин “субъект международного права”, который фигурировал в ряде наших документов, в международном праве применяют в отношении независимых государств. В республике он реализовался только в сфере культуры и внешнеэкономической деятельности. Такой же характер носит понятие гражданства Татарстана, которое связано с источником права и тем, что республика считается государством, но в жизни никаких реальных отношений не регулирует. В рамках единого федеративного государства существует единый институт гражданства, что и нашло отражение в новом российском законе. В то же время при внесении назревших изменений в действующий федеральный закон о гражданстве в связи с образованием стран Содружества и возникновением ряда неурегулированных правовых проблем, с нашей точки зрения, не было необходимости исключать существующую норму о гражданстве республик Российской Федерации. К сожалению, думские законодатели, особенно в последнее время, чрезмерно усердствуют в вопросах, затрагивающих федеративное устройство России, причем в сторону его ослабления, не задумываясь о стратегии развития федеративного государства.


В новой редакции Конституции имеются значительные изменения в разделе о судебной системе, поскольку это полномочие по федеральному законодательству перешло в исключительное ведение центра. Вместе с тем за это время появился институт мировых судей, статус которого отражен отдельной статьей. Внесены также отдельные изменения в статьи, определяющие обязательства и права Конституционного суда Татарстана.


Вносятся предложения о парламенте, работающем на постоянной основе, о расширении сферы действия института местного самоуправления до уровня городов и других территорий республики с последующим принятием соответствующих законов, о закреплении прав и полномочий органов местного самоуправления в части владения, пользования муниципальной собственностью.


Конституция Татарстана в целом стала более компактной, ряд разделов теперь прописаны более четко, соответствуют российской Конституции и международным стандартам. Многие изменения в основополагающие статьи Конституции внесены на основе согласительных процедур с федеральными правовыми службами.


С более подробным изложением вносимых изменений по поручению Конституционной комиссии выступит на настоящей сессии руководитель рабочей группы, народный депутат М.Г.Галеев.


С приходом Президента Владимира Владимировича Путина в России начался новый этап политического и экономического развития. Следует отметить и наш вклад в этот процесс. Создавая движение “Вся Россия”, а затем объединение “Отечество – Вся Россия”, мы исходили из необходимости консолидации конструктивных сил для решения стоящих перед страной задач, прежде всего продолжения демократических преобразований, федерализации государства и углубления рыночных реформ. ОВР выполнил важную политическую роль. Если бы не было ОВР, не было бы и движения “Единство” – политического близнеца ОВР. Тогда весь политический спектр России мог сместиться резко влево и реформаторы оказались бы в меньшинстве. Движение “Отечество – Вся Россия” успешно выполнило свою историческую миссию.


Сегодня политическая система России переходит на качественно новый уровень, когда ключевую роль начинают играть крупные партии. Принят новый закон о политических партиях в Российской Федерации, и поэтому время общественных движений и временных коалиций проходит. Татарстан не может остаться в стороне от этих процессов. Мы должны, как и прежде, отстаивать свои интересы на российском уровне. Именно этим объясняется наше участие в создании новой партии “Единая Россия”.


В связи с принятием нового закона о партиях перед многими республиканскими политическими движениями и партиями встает проблема определения собственного места в современной политической жизни. Дело в том, что с 2003 года во время выборов выдвигать своих кандидатов на всех уровнях смогут только отделения и структуры общероссийских партий. Для того чтобы остаться активным субъектом политической деятельности, республиканским организациям необходимо или вливаться в существующие общероссийские партии, или устанавливать с ними партнерские отношения. Это будет касаться, прежде всего, общественно-политического движения “Татарстан – новый век”, которое в прошлом году провело свой очередной съезд.


При этом, конечно, возникает вопрос, насколько в российских партиях будут отражены региональные особенности, идеи федерализма, защиты прав народов. Интересы республики, ее многонационального народа не могут быть разменной монетой в политической борьбе. И здесь нужна взвешенность.


В Татарстане действуют около 700 средств массовой информации различных форм собственности. По насыщенности периодическими подписными изданиями Татарстан занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. Средства массовой информации как общественная трибуна играют исключительную роль в становлении гражданского общества.


В истекшем году, как и прежде, последовательно осуществлялись основополагающие принципы нашей национальной политики. Это, во-первых, содействие всестороннему развитию культур всех народов Республики Татарстан, во-вторых, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Результаты такой политики налицо. Главное, за эти годы удалось добиться осознания того, что повышение интеллектуального, культурно-эстетического и духовно-нравственного уровня народов возможно только через активное использование демократических институтов.


Определенную нервозность в обществе создает предстоящая перепись населения, особенно проект перечня национальностей, в котором татарский народ оказался поделенным на ряд обособленных групп: сибирских и крещеных татар, а также нагайбаков. Это вызвало недоумение у ученых и общественности республики, поскольку до сих пор они рассматривались как составная часть татарского народа. Несмотря на территориальный разброс, татары говорят на одном литературном языке, имеют единую развитую культуру, обслуживаются общими культурными институтами. При этом религия не может рассматриваться как этнообразующий фактор. Когда некоторые организации кряшен ставят вопрос о выделении их как самостоятельного народа, возникает вопрос о цели такой акции. Разве существует в Татарстане ущемление по религиозному признаку или не хватает православных церквей? А учатся крещеные татары в стандартных татарских и русских школах, и это их устраивает. Считал бы уместным подчеркнуть, что недавно по настоятельной просьбе верующих крещеных татар, впервые в истории православия, “Евангелие” переведено на татарский язык. Мы уважаем особенности каждого народа в Татарстане и приветствуем возникновение культурных обществ, но не следует их политизировать. Татарский народ еще в конце ХIХ века прошел этап секуляризации, и вносить сегодня религиозный аспект в этническую жизнь было бы неразумно.


В последние годы стабильно развивается сфера религиозной жизни республики. Как позитивные тенденции следует отметить сложившееся взаимопонимание между ведущими конфессиями – исламом и православием, их взаимодействие между собой и с другими традиционными для нашего региона религиями – иудаизмом, католичеством и лютеранством. Этому служат также регулярные встречи руководства республики с духовенством различных конфессий, во время которых обсуждаются проблемы, волнующие верующих, – восстановление и строительство новых культовых зданий, вопросы религиозного образования и др.


Как показала работа съезда мусульман республики, прошедшего 2 февраля 2002 года, консолидация верующих на базе закона Татарстана о свободе совести продолжается, что подтверждает правильность принятых ранее нами мер. Вместе с тем довольно сложная обстановка складывается в мире. 11 сентября все человечество буквально содрогнулось от террористических актов, произошедших в США. Мир оказался на грани раскола на мусульманский и христианский лагеря. Опасность столкновения цивилизаций, о чем предупреждали футурологи, как никогда, стала реальной, и сегодня нужно объединить усилия всех людей доброй воли, чтобы остановить эскалацию напряженности. Прежде всего следует четко отделить терроризм от религии. Любой террорист, какой бы национальности он ни был и к какой бы религии себя ни причислял, совершает тяжкий грех перед людьми и Всевышним. Что же касается ислама, то в своей основе это мирная и толерантная религия. Для всего мира важно избавиться от исламофобии. В этой непростой ситуации у России есть уникальный шанс – опираясь на опыт совместного проживания мусульман и христиан, стать посредником в диалоге Запада с мусульманским Востоком.


На фоне таких событий особенно выигрышной оказывается роль джадидизма – традиционной для России и Татарстана формы ислама. Это наше богатство, которое должно лечь в основу подготовки кадров в республике и стать знаменем Российского исламского университета.


Татарстан, имея опыт длительного мирного сосуществования различных религий и этносов, может стать моделью диалога цивилизаций.


Уважаемые народные депутаты!


В 2001 году продолжался рост реальных денежных доходов населения. По сравнению с 2000 годом они составили 110%.


За январь-декабрь 2001 года среднемесячная заработная плата одного работника составила 2995 рублей. По сравнению с уровнем 2000 года она увеличилась на 44,8%. Рост заработной платы существенно опережал рост потребительских цен. В связи с этим размер заработной платы, рассчитанный с учетом роста потребительских цен, вырос на 19,3%. В результате увеличения с 1 декабря 2001 года размеров тарифных ставок и сохранения при этом компенсационных выплат по всем разрядам Единой тарифной сетки заработная плата бюджетников республики повысилась в среднем на 67%.


К сожалению, в 2001 году не во всех отраслях экономики удалось сохранить сложившуюся в предшествующем году тенденцию к снижению долгов по заработной плате. Устойчивыми должниками продолжают оставаться аграрники, жилищно-коммунальные предприятия, КамАЗ, объединение “Свияга” и ряд других. Руководители таких предприятий очень скоро почувствуют последствия несвоевременной выплаты зарплаты, предусмотренные новым Трудовым кодексом.


В 2002 году приоритетным направлением социально-экономического развития республики остается дальнейший рост заработной платы. Среднемесячная заработная плата должна составить не менее 3900 рублей и, главное, выплачиваться в срок.


В республике, согласно действующему законодательству, более 1 млн. человек, в том числе 825 тысячам ветеранов войны и труда, предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезда на транспорте, оплате за лекарства.


В соответствии с законодательными актами Республики Татарстан предусмотрены льготы различным категориям граждан за счет средств республиканского бюджета сверх установленных федеральными законами.


В 2001 году приобретено около 3 000 единиц спецавтотранспорта для инвалидов за счет республиканского бюджета.


В рамках реализации Программы адресной социальной защиты населения ежемесячно получали пособия около 330 тысяч человек, в том числе 234,5 тыс. пенсионеров и 62 тыс. детей, общая сумма выплат по итогам года составила более 355 млн. рублей.


Несмотря на то, что государственное регулирование цен на продукты питания в 2001 году было полностью прекращено, стоимость минимального набора продуктов питания, как и прежде, стабильно остается одной из самых низких в Российской Федерации.


В 2001 году средний размер пенсий увеличился на 37,4% и на конец года составил 1065,5 рубля, что выше уровня прожиточного минимума пенсионера. В то же время в республике около 245 тыс. пенсионеров, размер месячной пенсии которых составляет только 702,9 рубля, что несколько ниже их прожиточного минимума. Они прежде всего нуждаются в дополнительной поддержке органов социальной защиты. По прогнозам Пенсионного фонда России, в 2002 году размер базовой части трудовой пенсии планируется увеличить на 13,4%, а размер индексации страховой части трудовой пенсии – на 33,4%. При этом средний размер пенсии предполагается поднять до уровня 1395 рублей.


Принятые новые законы о пенсионной реформе тесно увязывают размеры трудовой пенсии с прошлыми заработками и величиной страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд. Все эти новшества по пенсионному обеспечению необходимо регулярно разъяснять и всему работающему населению.


Приоритетом в нашей социальной политике является обеспечение непрерывного процесса охраны здоровья населения, начиная с младенчества и кончая старостью. В республике обеспечена доступность и бесплатность основных видов медицинской помощи для всех слоев населения. На реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам республики бесплатной медицинской помощи в 2001 году было направлено более 6 млрд. рублей. Хотя это один из лучших показателей в расчете на душу населения по Российской Федерации, но проблем в здравоохранении все еще предостаточно.


Главной задачей по-прежнему остается внедрение более эффективных, ощутимых для населения организационных технологий на основе приоритета профилактики. При этом союз врача и пациента должен обеспечить качественно новый уровень медицинской помощи.


Требует внимательного изучения и совершенствования работа ГУП “Таттехмедфарм” по приобретению медикаментов для льготных категорий населения. Цели, поставленные при создании предприятия в части снижения цен, пока не достигнуты.


Деятельность государственных органов управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности направлена на обеспечение проживания людей в условиях, соответствующих стандартам по чистоте атмосферного воздуха, употребляющих качественную питьевую воду и обеспеченных по нормативам площадями, занятыми зелеными насаждениями.


В истекшем году отмечено сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 12%. В большинстве районов и городов ведутся конкретные работы по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов. Прошедший на днях в городе Н.Челны семинар показал, что мы в состоянии справиться с этой жизненно важной задачей, даже извлекая из нее пользу. Нам предстоит ежегодно перерабатывать порядка 700 тыс. тонн таких отходов. Особое внимание должно быть обращено на грамотное использование минеральных удобрений, ядохимикатов – пестицидов на полях республики. Безвозвратно должен

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще