Про “железную” воду, замерзающие бактерии и ситуацию из ряда вон

На днях довелось навестить друзей в Болгаре, и первое, что бросилось в глаза на их новенькой, только после ремонта кухне – странный агрегат на столе.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

На днях довелось навестить друзей в Болгаре, и первое, что бросилось в глаза на их новенькой, только после ремонта кухне – странный агрегат на столе…


Хозяйка привычно залила воду в обрезанную пластиковую бутылку, закрепленную на трехлитровой банке. И жидкость стала потихоньку капать, просачиваясь сквозь толстый слой ваты. Я удивилась, а мне пояснили, что такие самодельные фильтры для воды – самая необходимая вещь в хозяйстве жителей Болгара. Потому что воду, которая течет из их кранов, напрямую пить страшно – она желто-коричневого цвета. Вот, пожалуйста: мне показали грязную вату, впитавшую примеси. Но прежде чем заливать воду в этот “народный” фильтр, ее приходится отстаивать в емкости. И даже после всех этих очистительных процедур боже упаси пить некипяченую воду. Сегодня в Болгаре много людей, страдающих заболеваниями почек, а песок в них – настолько привычная патология, что на нее уже и внимания не обращают… В чем же дело?


Разъяснить ситуацию я попросила директора ОАО “Спасские коммунальные сети” Александра Кривошеева. С тяжелым вздохом он признался, что качество воды в райцентре давно стало его головной болью. И чтобы не быть голословным, предложил поговорить о проблеме не в кабинете, а прямо на месте, на Болгарском подземном водозаборе, расположенном на окраине города. По дороге пришлось объехать большую лужу – результат утечки из водопроводных сетей. Кривошеев пояснил, что в Болгаре это частое явление, почитай каждый день приходится выезжать на 3-4 подобные аварии.


…Заливистым лаем на водозаборе нас встретил юркий щенок. Была суббота. Торопливо открывая большим ключом железные ворота (все-таки объект особой важности), охранник рассказал, что в течение дня на территории водозабора находится дежурный диспетчер (ночью их два), который следит за работой агрегатов, проверяет давление, подачу воды. Впрочем, следить особо не за чем – из многочисленных скважин, пробуренных на глубину 70-80 метров, в рабочем состоянии только шесть, остальные требуют капитального ремонта. Так что жителей Болгара волнует не только качество воды, но и ее острая нехватка, особенно летом, когда приходится поливать огороды. С одной стороны, можно сказать, это расточительство – использовать драгоценную питьевую воду для полива, а с другой – альтернативы-то нет, а без огорода в сельской местности не проживешь…


После банкротства местного МТП ЖКХ к работе в августе 2005 года приступило ОАО “Спасские коммунальные сети”, которое возглавил Александр Кривошеев (кстати, бывший директор Спасского мясокомбината). О том, что будет сложно на новом месте, он конечно, предполагал, но настолько…


– Зимой беспокоили тепловые сети, не чаял, когда лето придет, думал – будет спокойнее. Как бы не так, – говорит Александр Михайлович. – У нас в райцентре очень непростая ситуация с водой. Все попытки кардинально решить проблемы, с ней связанные, пока безуспешны. Вода отличается чрезмерной жесткостью из-за переизбытка в ней железа. Лет пять или шесть назад на водозаборе была установлена станция обезжелезования, но она быстро вышла из строя – слишком уж “железной” оказалась подземная вода.


Можно ли разбавить ее более мягкой – волжской? Ведь Болгар расположен на Куйбышевском водохранилище – воды, как говорят, хоть залейся. В Казани такая практика используется в Советском районе – там слишком жесткая вода из подземного источника разбавляется водой из Волжского водозабора. Но волжская вода, как известно, также требует масштабной очистки. В таком случае Болгару пришлось бы строить новый поверхностный водозабор. А это стоит многих денег. От затеи отказались.


Сегодня ведется строительство нового подземного водозабора у деревни Ржавец, в восьми километрах от Болгара, где обнаружено месторождение пресной воды, правда, тоже несколько жестковатой. Но даже после окончания работ и пуска нового водозабора, как признаются коммунальщики Болгара, неувязки с водой останутся. Потому что водопроводные сети в городе (их общая протяженность составляет 44,3 километра) находятся в ветхом состоянии и нуждаются в замене, причем 15 из них – в срочной.


Трубы буквально забиты ржавчиной и всевозможными отложениями. Неудивительно, что из кранов в квартирах течет грязная вода. Старожилы поведали, что водопроводные трубы были заложены в городе в спешке еще в середине пятидесятых годов, когда старый Спасск ушел под воду, а все его население переехало на новое место, которое назвали Болгаром.


Побывали мы с Кривошеевым и на городских очистных сооружениях. Канализационные сети в Болгаре, как и водопроводные, также были впопыхах положены пятьдесят лет назад. Сейчас их катастрофически не хватает, а все имеющиеся нуждаются в срочной замене на современные трубы из устойчивых антикоррозионных материалов. Кстати, проблема канализационных сетей остро стоит во многих населенных пунктах республики. В последнее время мы интенсивно строим очистные сооружения, радостно рапортуя о сдаче то одних, то других. Но что такое очистные сооружения без развитой канализационной сети? Это все равно что машина без колес…


В райцентре строятся новые биологические очистные сооружения на площадке морально и физически устаревших, некогда принадлежавших Спасскому мясокомбинату. Первая их очередь уже сдана, на второй ведутся пуско-наладочные работы.


По крутой металлической лесенке мы поднялись вместе с Александром Михайловичем на площадку, где установлена большая емкость с бурлящей жидкостью. Здесь живут бактерии, которые “чистят” грязную сточную воду, поедая вредную органику. Бактерии, как вы понимаете, не простые, а купленные за немалые деньги. Вот только любят они тепло, и если температура воздуха опускается ниже плюс двенадцати градусов, – погибают.


Между тем на улице август, не за горами осень, а за ней зима. А здание новых очистных в Болгаре стоит недостроенное, неутепленное. Что ожидает трудяг-бактерий месяца через три, а то и раньше? Бесспорно, в морозы они погибнут. А значит, очистные не будут работать и неочищенные стоки потекут прямо в Волгу. Вот такой грустный прогноз. Конечно, дай Бог, чтобы он не сбылся.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще