Один мой знакомый коллекционирует… водонапорные башни. Точнее, фотографии с их изображением. А еще точнее, его интересует, как они выглядят зимой.
Слов нет, водонапорная башня, которая есть практически в каждой деревне, в холодное время года – зрелище впечатляющее. Перелившаяся за ее верхние края вода образует ледяные наросты, которые, замысловато стекая вниз по округлостям высокого цилиндра, образуют роскошные “наряды”. “Ну, прямо невесты на выданье”, – восторгается приятель.
Кто спорить будет? Красиво. Но со стороны. Потому как этот самый “свадебный” наряд – серьезный удар по кошельку любого сельхозпредприятия. Сегодня уже и на селе стало нормой отслеживать каждую копейку, которую накручивает счетчик. А тут – сотни тысяч рублей, ежегодно стекающих неведомо куда.
Попробуем разобраться, где же зарыта собака подобной нерачительности.
Как сообщил главный инженер РПО “Татсельжилкомхоз” Рашит Габдрахманов, в нашей республике 627 водозаборов, которые включают в себя 840 скважин и 430 водозаборных башен. Их мощность составляет более 150 тысяч кубов в сутки. Практически все деревни в нашей республике пользуются водой, которая добывается из скважин. Репутация у этих скважин, мягко говоря, не самая лучшая. Это вам любой сельский руководитель подтвердит. Невысокая надежность, часто выходят из строя, а те электропогружные насосы, которые в них применяются, не отрабатывают даже свой гарантийный срок. А так красиво замерзающая на макушке башни вода – это элементарное ее переливание, которое грозит перебоями в снабжении водой как самого населения, так и сельскохозяйственных объектов.
– Дело в том, что сельчане вынужденно нарушают правила эксплуатации электропогружных насосов, скважин и башен, – говорит заслуженный мелиоратор РТ Минхасян Вафин, долгие годы возглавлявший широко известное в республике альметьевское предприятие “Ремсельбурвод”. – Причиной нарушения является безвыходное положение самих сельчан. Устаревшие проекты скважин, сделанные в свое время разом для всех климатических зон, не предусматривают надежной и эффективной защиты воды от замерзания в трубах и башнях.
Между прочим, российские заводы-изготовители электропогружных насосов в инструкциях к своим изделиям подчеркивают: “При понижении температуры воздуха до нуля градусов принять меры, исключающие замерзание воды в напорном трубопроводе при неработающем агрегате”. И эти меры должны быть предусмотрены специалистами еще на стадии проектирования и согласования проекта бурения скважин. Однако, судя по состоянию водозаборных скважин зимой, строятся они у нас без учета принятия этих “необходимых мер”. Это приводит к тому, что ежегодный перерасход средств на одну скважину переваливает за сорок тысяч рублей. Из-за этого наши сельчане ежегодно теряют более 160 миллионов рублей, подчеркивает М.Вафин.
Если говорить откровенно, тот, кто эксплуатирует скважины, просто не знает что делать, чтобы надежно защитить воду от замерзания в трубах. В ход идут самые разные изобретения доморощенных “кулибиных” – дополнительная циркуляция воды, как в Азнакаевском районе, отверстия в водоподъемных трубах, как в Заинском районе, сверлят дыры в обратных клапанах, как практикует Казанский водоканал. А вот железнодорожники и вовсе пытаются просто отапливать будки.
Хорошего во всем этом мало – ухудшаются условия эксплуатации скважин и электропогружных насосов. Их чаще приходится ремонтировать. Приходится все больше бурить новых скважин.
Проблема же вполне решаема.
Тот же Минхасян Вафин, который давно бился над этим вопросом, изобрел автоматический сливной клапан и освоил его изготовление. Конструкция клапана гениально проста, при эксплуатации он не требует особого технического обслуживания. Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Управление Роспотребнадзора по РТ рекомендовали прибор к внедрению в практику.
Начальник управления анализа и методологического обеспечения Минэкологии и природных ресурсов Евгений Игонин обратился с соответствующим письмом к начальникам территориальных управлений, где рекомендовал при рассмотрении проектов водозаборных скважин обращать внимание на возможность их оснащения электропогружными насосами с герметичными обратными клапанами и автоматическими сливными клапанами конструктора М.Вафина.
Заместитель начальника Бугульминской дистанции гражданских сооружений Куйбышевской железной дороги А.Бобров отметил, что предприятие приобрело в свое время три таких клапана и за время их эксплуатации здесь убедились в эффективности этого приспособления.
– Мы получили возможность сэкономить десятки тысяч рублей на электроэнергии, ремонте и обслуживании скважин, – подчеркивает начальник участка водоснабжения П.Болотов.
По мнению нурлатских и тукаевских коммунальщиков, где уже давно клапаны М.Вафина эксплуатируются, в результате их использования надежность и срок работы насосов увеличиваются в два-три раза, улучшается санитарное состояние скважин, экономятся деньги на бесконечных ремонтах.
Значит, проблема решаема, причем малой, что называется, кровью. Дело, получается, только в чьей-то инертности? Но уж слишком дорого она стоит, ведь деньги, незаметно утекающие из общественного кармана, – вот они, реальные, ледяной шапкой висят на водонапорных башнях по всей республике…