Чуть больше четверти века назад запустили первую турбину одной из крупнейших гидроэлектростанций страны – Нижнекамской ГЭС, тогда же Нижнекамское водохранилище заполнили до промежуточной отметки в 62 метра.
Со временем заработали все шестнадцать гидротурбин станции, а довести ее до проектной мощности – около трех миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год – планировалось в 1990 году. Для этого уровень водохранилища необходимо было поднять до проектной высоты в 68 метров. Но, как известно, именно в тот год по политическим соображениям строительство объекта “заморозили”. В связи с чем до сих пор установленная мощность станции используется менее чем на сорок процентов. Лишь с наступлением двадцать первого века и энергетики, и политики, и экологи громко заговорили о том, что, пока не поздно, нужно исправлять допущенную в перестроечный период ошибку.
Однако недавно Комитет Госсовета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию, рассматривая проект федеральной целевой программы социально-экономического развития Татарстана на 2006-2010 годы, усомнился в безопасности возобновления строительства Нижнекамской ГЭС. Тогда стоит ли включать данный объект в эту программу? Чтобы принять правильное решение, большая группа депутатов – представителей всех комитетов Государственного Совета – выехала в Набережные Челны. И в минувшую среду на гидроэлектростанции состоялся “круглый стол”, в котором приняли участие народные избранники, энергетики, ученые-экологи, руководители заинтересованных министерств и ведомств.
Напомним, что Межправительственным энергетическим координационным советом (МЭКС), созданным правительствами трех республик – Татарстана, Башкортостана и Удмуртии, земли которых попадают в зону влияния гидроэлектростанции, разработана программа “Обоснование инвестиций по достройке сооружений Нижнекамской ГЭС и водохранилища”. На реализацию проекта требуется в общей сложности 62 миллиарда рублей – с учетом и капстроительства, и компенсационных выплат за ущерб, который будет нанесен вследствие затопления территорий после поднятия уровня воды.
Председатель “сомневающегося” комитета Ринат Абдуллин констатировал, что депутатов сильно волнует, не скажется ли все это отрицательным образом на природе и экологии. На что Анатолий Трофимов – трижды академик, профессор КГУ и один из консультантов МЭКСа – ответил: мол, если оставить водохранилище на промежуточном уровне, прежде всего экология и пострадает. Его многолетняя эксплуатация на такой отметке привела к тому, что из года в год санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка в этой зоне ухудшается.
По словам министра экологии и природных ресурсов РТ Ирины Ларочкиной, одна из главных проблем – мелководье, которое занимает свыше половины площади водохранилища, превышая норму в три раза. Естественный водообмен в реке Каме затруднен, что негативно сказывается на качестве воды, которая по большинству показателей не соответствует нормативам. Между тем этот водоем, медленно, но верно превращающийся в болото, является основным питьевым источником юго-востока республики, где разведывательных ресурсов нефти хватит лет на тридцать, но нет альтернативных запасов пресной воды. А оптимизация уровня Нижнекамского водохранилища позволит увеличить объем “живительной влаги” почти на девять кубокилометров, причем воспользоваться им смогут как Татарстан, так и Башкортостан и Удмуртия. Кроме того, за счет этого значительно повысится воспроизводство рыбы, значит, и ее промысловый запас.
Правда, как признался руководитель департамента охраны окружающей среды Минэкологии РТ Андрей Калайда, предвидится сокращение поголовья ондатры, норки и некоторых других околоводных животных. Однако со временем оно восстановится. Но в целом достройка ГЭС на растительный и животный мир, а также на климатические условия в регионе серьезно не повлияет. Даже наоборот – сократятся площади паводкоопасных территорий.
У депутатов возник вопрос: что будет с природными заказниками, расположенными в ближайших к водохранилищу районах и оказавшихся в зоне его влияния? По словам Андрея Калайды, Национальный парк “Нижняя Кама”, что в Елабужском районе, не имеет границ, как того требует Земельный кодекс РФ. Сейчас решается вопрос с его землеустройством. В любом случае, под потопление попадает небольшой участок заповедника. Много напрасных разговоров ходит вокруг заказника “Кичкетан” (Актанышский район), которого подъем уровня воды и вовсе не коснется, поскольку расположен он на отметке 70 метров. Работы по образованию нового природного заповедника “Кулегаш” (Агрызский район) продолжаются, но с учетом нижнекамского проекта.
В свою очередь, депутат Радик Ильясов заметил: часть лесных массивов все же пострадает. Пусть это менее одного процента лесного фонда республики. Но с учетом того, что лесистость у нас составляет всего-то 17 процентов, нужно продумать, как восполнить предполагаемые потери, к примеру, высадить растительность на других территориях.
В принципе, все вопросы решаемы, считает генеральный директор “Татэнерго” Ильшат Фардиев. Помимо экологической безопасности стоит подумать и об энергетической безопасности. Требуется реконструкция Заинской ГРЭС, а вместе с тем растут потребности в энергии для КамАЗа, Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода и других растущих производств. Поэтому сегодня ограничить работу заинской станции невозможно. Директор РДУ “Татэнерго” Юрий Щелоков напомнил присутствующим о недавней нашумевшей аварии в московской энергосистеме. Основная причина ЧП больше не в износе основных фондов, а в том, что энергетики “проспали” постоянно растущие потребности потребителей в электричестве. Подобное у нас допустить нельзя.
К тому же не стоит забывать, что Россия ратифицировала Киотский протокол, значит, для нас становится еще актуальнее вопрос снижения выбросов отходов, которыми сопровождается выработка электроэнергии на теплоэлектростанциях, продолжил тему заместитель министра экономики и промышленности РТ Фарид Туктаров. Вода – экологически чистый, возобновляемый источник энергии. Отдав предпочтение ГЭС, мы тем самым за год сэкономим сотни тысяч тонн условного топлива и сократим выбросы в окружающую среду, достигающие миллиона тонн вредных примесей – углекислого газа, окислов серы и азота…
По мнению депутата Госсовета Роберта Миннуллина, поднимать уровень Нижнекамского водохранилища, конечно, нужно. Но у народных избранников есть еще и обязательства перед своими избирателями, которых сложнее убедить в необходимости этого. Он посоветовал энергетикам “идти в народ” – проводить разъяснительную работу. С ним согласился и глава администрации Набережных Челнов Ильдар Халиков: “Население должно понимать суть происходящих процессов. А наша задача – минимизировать их отрицательное влияние на окружающую среду”.