В публикации “В поисках сбежавшего тигра” (“РТ” за 7 июля 2005 года) я попытался показать, что основной причиной замусоренности Казани является отказ администрации города работать с организациями, занимающимися сбором, транспортировкой и захоронением твердых бытовых отходов (ТБО) на основе экономически обоснованных тарифов. Собирая с населения за уборку мусора по 10,56 рубля на человека в месяц, что в пересчете составляет 576 рублей за тонну ТБО, до 1 июля администрация платила предприятиям, перерабатывающим отходы, только по 225 рублей за тонну, тогда как приемлемую рентабельность может обеспечить плата не менее 520 рублей. Еще существовала надежда, что здравый смысл наконец возобладает и сессия горсовета обяжет администрацию прекратить нецелевое использование “мусорных” денег и направить их по прямому назначению. Но… депутаты согласились с повышением платы за переработку мусора только до 340 рублей, начиная с 1 июля, и тем самым отказались от создания бесперебойно работающего механизма сбора, транспортировки и захоронения твердых бытовых отходов.
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
А главным виновником бедственного положения с вывозом и утилизацией ТБО глава казанской администрации Камиль Исхаков на сессии “назначил” ЗАО “Казанский экологический комплекс”, которое на правах аренды с 1 августа прошлого года эксплуатирует Самосыровский полигон по захоронению ТБО. Это как раз то самое, что называется свалить с больной головы на здоровую. Попробуем все-таки вникнуть в суть дела. Каким способом предприятие, осуществляющее захоронение отходов, может замусорить город? Только одним-единственным, а именно – отказом принимать на утилизацию привозимые из города отходы. Но за все время работы ЗАО “КЭК” в Самосырове ни одного подобного случая не было. Более того, генеральный директор ЗАО “КЭК” заявляет, что при необходимости полигон может принимать городской мусор круглосуточно. Однако заявок такого рода ни от администрации города, ни от районных жилуправлений ни разу не поступало. А жаль. Ведь если бы вывоз мусора с промышленных предприятий, из супермаркетов и прочих учреждений проводился ночью, не мешая спать людям своим шумом, а днем – из жилых кварталов, то имеющихся мусоровозов городу вполне хватило бы и без новых бюджетных затрат.
Зато имел место массированный и систематический вывоз районными ЖУ сверхнормативных объемов ТБО от населения. Если по нормативам в среднем по городу в месяц должно собираться у населения и вывозиться на полигон 1819 тонн ТБО, то в реальности вывозилось по 3356 тонн. Можно, конечно, сетовать, что нормативы устарели и люди стали больше приобретать товаров во всевозможной упаковке, но не в два же раза! Нет, дело совсем не в этом, а в том, что под видом ТБО населения в действительности РЖУ вывозят отходы коммерческих предприятий своих районов. Расчет здесь примитивно прост. Заключая договоры с коммерсантами, РЖУ берут с них по 700 – 1200 рублей за тонну мусора. А полигону за захоронение платят по тарифу, установленному администрацией для ТБО от населения, то есть по 25 рублей. Навар получается настолько жирный, что, когда ЗАО “КЭК” стало за захоронение сверхнормативных объемов ТБО выставлять РЖУ счета по экономически обоснованному тарифу в размере 208,4 рубля за тонну, никто из них даже голоса не подал. Потому что и в этом случае с каждой сверхнормативной тонны отходов, а их по городу за месяц в среднем набиралось более полутора тысяч, РЖУ имели от 500 до 1000 рублей дохода. Именно поэтому РЖУ в первую очередь вывозит коммерческий мусор, а отходы от населения неделями гниют во дворах.
Итак, горадминистрация, собирая с каждого жителя в месяц по 10,56 рубля за сбор, транспортировку и захоронение ТБО, отдавала из этих денег поставщикам соответствующих услуг только по 4,13 рубля. При населении в 1 миллион 170 тысяч человек в ее распоряжении каждый месяц оказывалось более семи с половиной миллионов “мусорных” рублей. Да еще РЖУ наживались, выдавая коммерческий мусор за ТБО населения. Так чего же, спрашивается, глава администрации так обиделся на ЗАО “КЭК”, что решил расторгнуть с ним договор аренды, объявив об этом на сессии?
И этот ларчик открывается просто. В августе 2003 года между администрацией Казани и закрытым акционерным обществом “Казанский экологический комплекс” был заключен контракт по реализации инвестиционного проекта строительства комплекса по обращению с ТБО. Свои обязательства по контракту КЭК надлежащим образом и своевременно выполняет. К настоящему времени им инвестировано в проект более 40 миллионов рублей, в том числе 22 миллиона – на приобретение импортного оборудования по сортировке и утилизации ТБО.
Относительно администрации сказать того же никак нельзя. Согласно п. 3.2.1 контракта она обязана не реже одного раза в год представлять на утверждение в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ экономически обоснованный тариф на утилизацию ТБО. Прошло уже почти два года, а этот пункт остается невыполненным. А между тем еще в концепции обращения с твердыми бытовыми отходами, утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ №434 от 21 июня 2000 года, предписано “установление оптимальных тарифов за переработку ТБО, обеспечивающих экономически оправданное функционирование предприятий, перерабатывающих отходы”.
Когда в апреле 2004 года отделом экспертизы тарифов ГУП “РИТЦ” Минстроя РТ была проведена экспертиза экономического обоснования тарифа на захоронение ТБО по Казанскому экологическому комплексу, администрация города оказалась припертой к стенке. Ведь по результатам экспертизы был сделан вывод, что экономически обоснованный тариф на захоронение ТБО – 41,68 рубля за 1 кубометр, или 208 рублей за тонну ТБО, что в пересчете составляет 3,82 рубля с человека в месяц (плата населения за утилизацию). Экспертиза тайное сделала явным. По-хорошему бы надо было не только вернуть ЗАО “КЭК” недоплаченное (примерно 40 млн. рублей), чтобы оно могло форсированно строить вторую очередь (карту) Самосыровского полигона, но и распространить этот экономически обоснованный тариф на все мусорообразующие субъекты. Тогда РЖУ перестали бы подразделять клиентов на денежных коммерсантов, чей мусор надо вывозить безотлагательно, и безденежное население, которое может и потерпеть.
Но такие решения, как видим, не в правилах казанской администрации. Ей кажется, что проще согнать инвестора с объекта, в который он уже вложился, и передать его (объект) своему муниципальному предприятию – Спецавтобазе. Видимо, не случайно сумма недоплаченных средств ЗАО “КЭК” оказалась близкой к тем 45 млн. рублей, которые в первоначальном проекте решения горсовета администрация хотела получить из бюджета на строительство второй очереди Самосыровского полигона, хотя у нее этих денег никто и не просил.
Но, каурая, поехали! Чего-то не едется…
“Мусорный” вопрос докладывал на сессии заместитель главы казанской администрации Мансур Хафизов. И когда он дошел до увеличения тарифов на сбор, вывоз и захоронение ТБО, то, почему-то засмущавшись, высказал робкое предположение, что при новых тарифах в этот бизнес косяком пойдут частные предприниматели. Вряд ли.
Скажем, ООО “Аман”, заключая прямые договоры с ЖСК и ТСЖ, берет с их членов те же самые 10 рублей 56 копеек, что и РЖУ с обитателей муниципального жилья. Но из них 3,83 рубля оно отдает за утилизацию, то есть те самые экономически обоснованные 208 рублей за тонну (это, заметьте, совсем не те 50 рублей, которые с 1 июля администрация собирается платить за захоронение тонны мусора). Самому за сбор и транспортировку остается 6,73 рубля с человека, или 368 рублей за тонну.
А какое “светлое будущее” сулит ему администрация? Если до 1 июля за сбор и вывоз мусора платили по 100 рублей за тонну, то теперь обещают платить 170 рублей за сбор и 120 – за вывоз. Итого – 290. Как говорится, почувствуйте разницу. “Услуги” администрации стоят 78 рублей за тонну. Это для перевозчиков. А для утилизаторов, как легко видеть, эти “услуги” обходятся в 208 – 50 = 158 рублей. Иначе говоря, когда между производителями мусора и предприятиями, осуществляющими его переработку, отсутствует посредник в лице администрации, работа по сбору, вывозу и утилизации отходов оказывается прибыльной и идет сама собой без административных понуканий и дотаций из бюджета.
Но вернемся к вывозу отходов. С коммерческими предприятиями цены на сбор и вывоз у частных перевозчиков мусора складываются по рыночным законам и составляют примерно 125 рублей за кубометр, или 625 рублей за тонну. Понятно, что предлагаемые администрацией 290 рублей за ту же работу частника устроить никак не могут. Не зря смущался М.Хафизов: никакой очереди из частных перевозчиков у его дверей не выстроится.
Не вдохновляют новые тарифы и районные жилсервисы. Один из их начальников прямо на сессии заявил, что при таких тарифах они с вывозом мусора не справятся. Денег не хватит ни на зарплату, ни на ГСМ, а потому прямо здесь надо предусмотреть бюджетные дотации для покрытия убытков, дескать, все равно ведь бюджет исправляем.
Впрочем, не думаю, что приведенная мною арифметика недоступна пониманию казанской администрации. Не бином Ньютона. Так что прекрасно она осознает, что частник на ее условиях работать не будет. И потому закладывает в измененный бюджет первый транш – 200 миллионов рублей из шестисот на закупку по лизингу спецтехники, в том числе и мусоровозов. А ведь без этих трат бюджет вполне мог бы обойтись.
В Казани имеется примерно полтора десятка частных предприятий, занимающихся сбором и вывозом мусора по прямым договорам с предприятиями, ЖСК и ТСЖ. И они прекрасно бы справились с задачей бесперебойного вывоза ТБО с казанских улиц и дворов. Ведь на пассажирских перевозках от частников нет отбоя, и они с успехом заменяют вымирающий муниципальный автотранспорт. Всего-то и надо, что платить мусороперевозчикам по экономически обоснованному тарифу – чем они хуже пассажироперевозчиков? Но этого не делается. Следовательно, и работающей системы не будет.
Не мытьем, так катаньем
И тут у меня закрадывается подозрение, что у администрации есть своя собственная арифметика, связанная с затеей строительства мусоросортировочного завода в поселке Кадышево.
На прошедшей сессии одиозный пункт о выделении 105 миллионов бюджетных рублей на проектирование и строительство мусороперерабатывающего завода в поселке Кадышево из проекта решения горсовета исчез. Но, судя по полемике, возникшей на сессии, администрация от своей затеи отнюдь не отказалась. Статья “Текущее содержание города” ценою в 500 миллионов рублей в принятом решении об изменении бюджета на 2005 год никак не расшифрована. А статья “Приобретение и устройство объектов мусоросбора” расшифрована лишь частично. Глава же администрации Камиль Исхаков попытался доказать необходимость и безопасность этого проекта. Необходимость при этом обосновывалась тем обстоятельством, что возить мусор из заречной части города в Самосырово слишком далеко и, следовательно, дорого. На мой взгляд, это весьма сомнительный аргумент. Администрация планировала потратить на эту “стройку века” 105 млн. рублей из бюджета и еще 250 млн. – кредит от Внешторгбанка под залог муниципального имущества. Итого – 355 млн. Из Кировского, Московского, Ново-Савиновского и Авиастроительного районов в сумме за год вывозится примерно 145 тысяч тонн ТБО. При приемлемом для частников тарифе на перевозку в 250 рублей за тонну затраты в год составят примерно 37 млн. рублей. То есть строительство завода окупится при самом лучшем раскладе не раньше чем через десять лет.
И это при том, что в средствах, которые запрашивает администрация на этот проект, никак не обозначены природоохранные мероприятия. А они непременно должны быть. ТБО только ведь называются “твердыми” бытовыми отходами. А на самом-то деле значительную их часть составляют отходы пищевые. На сессии утверждалось, что найдена такая чудо-технология, при которой мусор будет интеллигентно и герметично паковаться в полиэтилен, а потому ничего подобного вонючей Кадышевской свалке, которую еще помнят казанские старожилы, уже не будет. Ну-ну. Любопытно было бы узнать, куда это денется жидкость, выделяющаяся при прессовании пищевых отходов?
Мало того, упакованный в полиэтилен мусор из Кадышева все равно надо будет куда-то везти на захоронение. Никакого другого полигона, кроме Самосыровского, у Казани нет и в обозримом будущем не предвидится. Следовательно, мусор из Кадышева все равно придется везти в Самосырово, и тогда аргумент о снижении транспортных расходов вообще исчезает.
Впрочем, все эти разговоры не имеют смысла без профессиональной экологической экспертизы. И если бы в казанской администрации просто достали из папки акт такой экспертизы, то и спорить было бы не о чем. Но акта такого нет.