Вот что не может не вызывать неподдельного восхищения в многотрудной деятельности нашего чиновничества, так это умение оборачивать себе на пользу буквально все, включая собственные провалы в работе.
Когда беспредельная замусоренность готовящейся к юбилею столицы республики возмутила Президента М.Шаймиева, в недрах городской администрации родился проект решения Казанского горсовета, напоминающий один советский анекдот. В нем речь идет о том, что из московского зоопарка сбежал тигр. Во избежание паники в столице политбюро ЦК КПСС поручило МВД быстренько разработать план мероприятий по отлову тигра. Министерство тут же представило проект: пункт первый – построить новое здание МВД, пункт второй – добавить министерству пять генеральских должностей, пункт третий – выделить 50 единиц подвижного состава и пункт последний – непосредственный отлов тигра поручить обществу охотников и рыболовов.
В проекте решения горсовета “О санитарно-экологической обстановке на территории г.Казани” для решения “мусорной” проблемы предлагается увеличить расходную часть городского бюджета на 2005 год ни много ни мало на 1 миллиард 676 миллионов рублей! И это при том, что сама эта расходная часть составляет 6,6 млрд.рублей и на 300 миллионов рублей уже превышает планируемые доходы бюджета. Правда, источник финансирования дополнительных расходов в проекте решения не указан.
Похоже, с городским мусором администрация решила повторить то же самое, что уже проделала с улицами. Еще в бытность мою депутатом горсовета в начале девяностых годов при обсуждении очередного бюджета сессия настолько возмутилась состоянием улиц, что проголосовала за увеличение в несколько раз расходов на их ремонт. Это был первый на моей памяти и, к сожалению, последний год, когда улицы ремонтировались действительно массированно, причем не только в центре, но и на окраинах.
Больше таких горсоветов у нас не было. Не было и таких ремонтов. Хотя, казалось бы, после того как было принято решение о праздновании тысячелетия города, можно и нужно было поднапрячься, ведь опыт же показал, что возможность такая у города есть. Но вопреки нормальной логике избрана была тактика “чем хуже – тем лучше”. То есть улицы были, по сути дела, брошены на произвол судьбы, исходя из той простой посылки, что к празднику все равно никто никуда не денется, враз дадут денег и все, что нужно, сделают, лишь бы столица выглядела в глазах гостей прилично. Так оно и получилось. В конце концов, 300 миллионов рублей выделили из бюджета республики, а ремонт и реконструкцию городских дорог поручили Министерству транспорта и дорожного хозяйства РТ.
С мусором все в точности повторяется. Город превратился в сплошную помойку. Его надо срочно чистить, от этого просто некуда деться. Поскольку городской бюджет и так уже в дефиците, деньги придется искать в бюджете республиканском. Иначе с нашими претензиями на мировое культурное наследие стыдно будет в глаза людям смотреть. Но раз уж за авральную очистку столицы придется платить населению всей республики, то не мешало бы и республиканским контролирующим органам поинтересоваться, на что конкретно казанская администрация собирается употребить почти 1,7 млрд.рублей.
А получается вот что. 500 миллионов она хочет дополнительно получить на текущее содержание объектов внешнего благоустройства. Уточним для тех, кто не знает: объектами внешнего благоустройства являются улично-дорожная сеть, включающая проезжую часть, тротуары, газоны, автодорожные и трамвайные путепроводы, автодорожные мосты, надземные и подземные пешеходные переходы, дождевую канализацию, дренажную сеть, объекты уличного освещения, озеленения; очистные сооружения дождевых вод; памятники монументального искусства, фонтаны, общественные туалеты, имеющие отдельный вход с улицы, скверы, лесопарки, площади, набережные, плотины и другие объекты, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к объектам внешнего благоустройства и озеленения. То есть наряду с предъюбилейной санитарной очисткой города администрация хотела бы дополнительно профинансировать вышеуказанные работы. Из чего можно заключить, что она толком не занималась не только ремонтом улиц и уборкой мусора, но и содержанием всего того, что выше перечислено.
Еще 551 миллион рублей Казань хочет получить на приобретение специализированной техники для текущего содержания все тех же объектов внешнего благоустройства. Что уж это за “специализированная техника” на полмиллиарда рублей, можно только догадываться, поскольку на мусоровозы администрация отдельно просит 112 миллионов рублей.
И еще неожиданно она хочет получить 150 миллионов рублей на текущее содержание внутриквартальных проездов и территорий, как будто упомянутые проезды и территории не входят в вышеперечисленные объекты внешнего благоустройства.
Словом, из крупных статей дополнительных расходов особых вопросов не вызывает только снос отселенных домов на 100 млн. рублей да еще вывоз строительного мусора из квартала “Б” в историческом центре города на 5,7 млн.рублей.
Лично у меня складывается впечатление, что администрация хочет, чтобы на фоне этих сотен миллионов стали малозаметными еще две статьи – строительство так называемой 2-й карты Самосыровского полигона на 45 млн.рублей, а также проектирование и строительство полигона в поселке Кадышево на 105 млн.рублей.
С некоторых пор эти два направления работ стали, пусть косвенно, друг с другом конкурировать, причем довольно своеобразно. ЗАО “Казанский экологический комплекс”, эксплуатирующее Самосыровский полигон, начало свою деятельность в августе прошлого года довольно бодро и за прошедшее недолгое время успело вложить 40 миллионов рублей в закупку техники, строительство мусоросортировочной станции, увеличение вместимости 1-й карты и начало строительства 2-й карты. Словом, вело себя, как типичный добросовестный инвестор. И все это время, опираясь на контракт, подписанный с администрацией города, КЭК просил установить единый для всех мусорообразующих субъектов экономически обоснованный тариф на захоронение (утилизацию) твердых бытовых отходов, который был защищен экспертизой Республиканского инженерно-технического центра при Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ в размере 208,4 рубля за тонну. Заметить надобно, что с населения администрация сейчас взимает по 10,56 рубля на человека в месяц, что в пересчете по существующей методике составляет 576 рублей за тонну. Словом, платить утилизаторам по экономически обоснованному тарифу для администрации не составило бы никакого труда. Но собирает администрация деньги с населения исправно, а вот поставщикам оплату за услуги приходится тянуть клещами, причем не каждому это удается. Взять, в частности, то же ЗАО “КЭК”. Город расплачивается с ним по тарифу 2003 года в размере 25 рублей за тонну. Где исчезает разница, один Бог ведает. С 1 августа прошлого года в Самосырове захоронено примерно 33 тысячи тонн ТБО. Нехитрый подсчет показывает, что неизвестно где “растворилось” не менее 70 миллионов “мусорных” рублей, чего с лихвой хватило бы на строительство 2-й карты Самосыровского полигона.
Что остается делать ЗАО “КЭК”? За недоплаченные деньги судиться, а дальнейшие инвестиции в строительство 2-й карты прекратить ввиду отсутствия перспектив возврата вложенных средств.
Зато, как черт из табакерки, откуда ни возьмись появился проект полигона в поселке Кадышево. Еще далеко не факт, что экологическая экспертиза разрешит строительство этого полигона – здесь все же Голубые озера, заповедная зона и все такое. Но администрация Казани усиленно проталкивает выделение из бюджета 105 млн. рублей на закупку и строительство в этом месте мусоросортировочного завода. Более того, она намерена взять на эти цели кредит у Внешторгбанка на 250 млн. рублей под залог муниципального имущества. Буквально рискует фамильным серебром.
Итак, что мы имеем? Отдает концы работающий проект, на реализацию которого ни одной бюджетной копейки не требуется. И выталкивается на поверхность сомнительный проект, требующий дополнительного бюджетного финансирования.
Словом, депутатам горсовета есть о чем подумать. Да и не только им.