Десять лет минуло со времени выхода в свет первой в Татарстане региональной Красной книги, в которую занесены редкие и исчезающие представители флоры и фауны нашего края.
Помнится, на торжественной презентации издания бывший в ту пору министром экологии и природных ресурсов Татарстана Анатолий Щеповских говорил о том, что книга необычна во всех отношениях и как важный документ она предназначена для чтения, изучения и принятия мер. Но документ этот не статичный, а живой, который со временем должен меняться, потому что одни растения и животные уйдут из Красной книги, другие, наоборот, будут внесены в нее. Ведь жизнь не стоит на месте, а постоянно преображается. Согласитесь, за десять лет вокруг много что изменилось и пришла пора вписывать в книгу новые страницы (а какие-то, может, и убирать), переиздавать ее. Но для этого нужны новая фактура, новые данные.
В первые дни июня в путь по республике из Казани отправляется экспедиция ученых и энтузиастов. В течение нескольких месяцев специалисты намерены изучать флору и фауну, чтобы затем, после тщательного анализа, внести поправки в существующую Красную книгу РТ, переиздание которой планируется на 2006 год. Кстати, это уже вторая подобная экспедиция.
Первая состоялась в прошлом году под эгидой НИИ экологии и природных систем и Министерства экологии и природных ресурсов РТ. Сбор материалов на свежем воздухе велся до осени, чуть не до “белых мух” двумя командами. Первую (по животным) возглавил профессор Владимир Андреевич Бойко, вторую (по растениям) профессор Татьяна Владимировна Рогова. Затем ученые засели за составление отчетов. По каждому виду фауны и флоры нужно было заполнить специальную информационную карточку, подробно охарактеризовать претендента на место в Красной книге, в том числе указать место встречи с животным или растением. Затем за анализ и обобщение карточек (в общей сложности их набралось более двух тысяч) взялись члены Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Минэкологии и природных ресурсов РТ. Кропотливая и трудоемкая работа велась всю зиму и весну. О том, какие последовали выводы, нам рассказал Владимир Бойко:
– Опыт широкомасштабных полевых работ по ведению Красной книги РТ в 2004 году в целом дал положительный результат как по объему собранного материала на территории пятнадцати административных районов, так и по предварительному анализу состояния редких и исчезающих видов. Общая протяженность маршрутов составила 2085 километров. Информация фиксировалась по таким аспектам: встречаемость, численность и состояние видов животных, занесенных в Красную книгу РТ. Исследовались леса, лесополосы, овражно-балочные системы, водные объекты, сельхозугодья, поселения человека. Одновременно велся сбор сведений о “краснокнижниках” из охотничье-промысловой группы животных.
В общей сложности маршрутными учетами зарегистрированы 133 вида “краснокнижника”, ус-тановлены 1227 новых мест их обитания. Наибольшее количество “краснокнижников” (97) мы обнаружили в Предкамье, а наименьшее (42) – в Предволжье. Ряд представителей фауны (перепел, сова ушастая, махаон, траурница, сатир Дриада, коромысло большое, гадюка обыкновенная, веретенница ломкая, лунь полевой) встречались довольно часто, другие были представлены лишь единичными находками.
Наибольшим разнообразием, частотой встреч и обилием “краснокнижной” фауны отличались лесные, овражно-балочные территории, прибрежные затоны водоемов. Наряду с положительными моментами работы по составлению новой Красной книги РТ надо отметить и негативные. Например, практически не удалось в прошлом году собрать информацию по “краснокнижникам” из класса рыб – сбор ихтиологического материала должен был вестись на малых реках с помощью мальковой волокуши. Не были собраны данные по водоплавающим птицам на весенних и осенних пролетах. Все эти недостатки планируем устранить в процессе предстоящей экспедиции в нынешнем году.
Мы также решили сосредоточить внимание на оценке состояния “краснокнижников” в государственных комплексных заказниках. В заключение хочу добавить, что я рассказал лишь о работе, которая велась под моим непосредственным руководством и затрагивала представителей животного мира. Что касается растений-“краснокнижников”, то эту не менее важную и увлекательную часть работы вели и продолжат в этом году специалисты под руководством профессора Роговой.
Среди участников прошлогодней экспедиции был выпускник географака Казанского госуниверситета Станислав Гордиенко (он, впрочем, готовится к отъезду и нынче) как специалист по бабочкам. Рисунки чешуекрылых в Красной книге РТ выпуска 1995 года сделаны Гордиенко, он также является автором книги “Бабочки Татарии”.
Изучая природу, Станислав Григорьевич вел дневник путешествия. Думается, читателям будут небезынтересны его непритязательные путевые заметки.
Из дневника Станислава Гордиенко
…В нашу команду, кроме меня, вошли четверо исследователей: Светлана Шафигуллина, Юрий Егоров, Татьяна Корчагина – все сотрудники Института экологии и природных систем РТ, а также Петр Горшков – профессор Казанского педуниверситета.
Первое путешествие состоялось в Дрожжановский район, в село Чегурское. Интересно оно тем, что здесь проживают русские, татары и чуваши. Вокруг поля, много скота и, увы, мало живой природы. Поэтому наши исследовательские надежды были связаны не только с лесопосадками, но и с цветочными клумбами около школы. Бабочки вокруг Чегурского, конечно, летали, но из “краснокнижных” я отметил только махаона. Это большая желтая бабочка, красивая, хотя и не редкая. Вообще, вопрос о том, кого включать в Красную книгу, на мой взгляд, весьма спорный. Места на ее страницах должно быть достаточно не только для тех, кто редок, но и кто просто очень красив. Например, тем же махаону или траурнице.
Мне посчастливилось встретить прямо на территории садика крупную пчелу-плотника, но больше всего повезло Татьяне Корчагиной. Она обнаружила в окрестностях Чегурского такие редкие для республики растения, как лесную купальницу, лилию саранку, орхидею гнездовку и горца змеиного. Кстати, сколько всего наслышались в Чегурском о змеях – гадюках обыкновенных черного и серого цвета! Мол, тут их полно, только успевай смотреть под ноги. Оно и понятно, места степные. А еще Чегурское запомнилось изумительным, похожим на легкое постукивание барабанных палочек пением перепелов.
В Долгой Поляне Тетюшского района расположена бывшая усадьба дворян Молоствовых. На мой взгляд, хозяйничали они замечательно. До сих пор цела их усадьба – небольшой замок в окружении вековых лиственниц. Молоствов, рассказывают, был предводителем уездного дворянства, революцию принял с покорностью, надеясь за делами укрыться в глуши. Но как-то зимой был приглашен местными комсомольцами на разговор по душам. Возвращался обратно в пургу, да и сбился с дороги, замерз до смерти… На его могиле мы видели “краснокнижную” красавицу – венерин башмачок крупноцветковый. Теперь в Долгой Поляне базируется детский лагерь. Ребятишкам вольготно: бегают, в футбол играют. Прямо у лагерных ворот я неожиданно обнаружил логово черной гадюки. Однажды даже удалось ее сфотографировать. Долгая Поляна подарила несколько прекрасных насекомых. Прежде всего, жука-оленя. Жуков было на удивление много, они ползали, летали, на них охотились птицы. Мы нашли здесь также майку фиолетовую – большое насекомое с массивным туловищем, бабочек галатею, траурницу, бражника глазчатого.
Разузнали, что в окрестностях Долгой Поляны обитают енотовидные собаки, что на полянке между двух оврагов прижился барсук, а в самом лагере в дупле большого дерева недавно проживала семейка филина. Жаль, срубили дерево, старое оказалось, некрасивое. А филины после этого улетели. Видели мы здесь “краснокнижных” орлана-белохвоста, дятлов зеленого и седого. А на берегу, у воды наблюдались летучие мыши. Все они, между прочим, занесены в Красную книгу РТ.
В охотничьем заказнике Зеленый Ключ Верхнеуслонского района богатейшая природа. На полянке, заросшей пестрыми цветами, я встретил парусника мнемозину, внешне неброскую бабочку серо-белого цвета. Мнемозины весело порхали, пересаживаясь с цветка на цветок.
Какое это наслаждение – присесть в траве, разглядывая ниточку ковыля красивейшего, любуясь стайками черных ленточников тополевых с белоснежными полосами на крыльях, порхающими белыми “капустницами”. Впрочем, стоп, и не капустницы это вовсе, а “краснокнижные” парусники… Самой большой удачей в Зеленом Ключе стала для меня эта встреча.
Кырлай – почти север Татарстана, местность довольно пустынная, лесов практически нет. Так что работу здесь вели без особого удовольствия. Лично я из “краснокнижных” бабочек обнаружил только большую переливницу и многоцветницу садовую.
Зато повезло коллегам. Егоров с Горшковым на пасеке у местного муллы нашли летучую мышь, принесли ее, сфотографировали, после чего отпустили. Они же обнаружили гнездо сони орешниковой – очень маленького грызуна, чуть ли не родственника белки, пообщались с бурундуками – изящными полосатыми зверьками.
Путешествие на Ашит оказалось самым интересным в нашей поездке в Атнинский и Арский районы. Здесь я встретил “адмирала”, много степных бабочек. Уже дома, в Казани, анализируя материал, заметил, что некоторые из насекомых чем-то похожи на самок редких беляночек “зорька”. Но это были “авдении”! Так в стародавние времена называли Италию – Авдения! И это родина бабочек авдений. Но в последнее время они постепенно перекочевали сначала на Кавказ, затем поднялись до Саратова, где их назвали “волжскими”, добрались до Урала. И вот авдении объявились у нас в Татарстане.
Затем мы побывали в Сабинском районе – в Сабабашском лесничестве. В Рыбнослободском районе продолжили свои исследования в Черепашьем, на берегу Камы. Я был несказанно рад встрече с аполлоном – уникальной бабочкой, и лунным копром – очень редким жуком. Татьяна Корчагина с восторгом сообщила о наличии в этих местах серой жабы и тарантулов и чуть не плакала, рассказывая о гибели змей под колесами автомобилей…
Берсут – удивительное по красоте место на Каме. Погода стояла чудесная, каждый день был заполнен путешествиями по реке. Много интересного услышали от экологов и рыбаков, немало удивительных снимков сделала Татьяна Корчагина. Особенно красивыми получались лилии и желтые кубышки.
Куркуль Алексеевского района – последняя точка нашей экспедиции. На первый взгляд деревня показалась не очень привлекательной и далеко не самой благополучной. Зато здесь на опушке леса мы нашли несколько ценных “краснокнижников”, среди которых особенно привлекательны алый лихнис и загадочный подъельничек.
Татьяна КОРЧАГИНА (фото).