Наступившая весна вместе с солнышком и первой зеленью традиционно столкнула нас и с менее приятными проявлениями своей сущности: талыми водами и кучами мусора, проступившими из-под растаявшего снега. Власти традиционно призвали народ к борьбе за чистоту, объявив двухмесячник по санитарной очистке территорий.
Помощь в этой работе экологам оказывают и представители экологической милиции, работающие под эгидой МВД. И даже Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов не считает для себя зазорным активно заниматься антимусорной кампанией, внедрив ее в расписание своих неотложных дел.
Увы, “грязных пятен” на карте Татарстана обнаружено так много, что для полного их перечисления потребовалась бы немалая газетная площадь. И список этот по праву открывает столица. Почему-то именно в Казани после ухода зимы остается столько грязи, что без интенсивной санитарной очистки дорог, города и пригорода никак не обойтись. А нынешней весной это особенно заметно. По итогам рейдов, которые чуть ли не ежедневно проводят инспекторы Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ, на нарушителей чистоты и экологического благополучия составляются протоколы. Например, на днях обнаружен участок в Лаишевском районе, где с нарушениями и явно небезопасным воздействием на окружающую среду складировались удобрения.
На днях же экологи проверили состояние реки Киндерки в районе поселка Аки и пришли в ужас. Эта речушка во время паводка часто доставляет хлопоты, но нынешней весной она, можно сказать, побила все рекорды, превратившись в зловонную сточную канаву, в которую без стыда и совести сваливаются целые самосвалы мусора и отходов.
Почему так случилось? Почему в республике, и особенно под Казанью, малые реки столь загрязнены, что становятся объектами экологической опасности? Кто должен заботиться о благополучии водных артерий? Кто обязан наводить порядок на дорогах, контролируя чистоту наших сухопутных артерий?
Вот что говорит по этому поводу руководитель ЦТУ Министерства экологии и природных ресурсов РТ Игорь Фролов:
– Уборка территорий – прерогатива местных самоуправлений, которым эти территории принадлежат. Это касается и автомобильной дороги, буквально каждый метр которой закреплен за какой-либо организацией. Есть постановление главы администрации Казани о санитарном содержании территорий, все они распределены, главам даны четкие предписания. Если определить задачу экологов по теме отходов, то она заключается в ограничении воздействия деятельности человека на окружающую среду. Все остальные службы, в том числе санитарно-эпидемиологическая, занимаются ограничением вредного воздействия среды на человека. В чем-то интересы совпадают, в чем-то – разнятся…
Вот представьте: идет человек жарким летним днем по проселочной дороге. Светит солнышко, цветут цветочки. С точки зрения экологов – полнейшая идиллия, с другой – это еще как посмотреть: дорога пыльная, солнце напекает голову, цветы – аллергены… Это я к тому, что неправильно ассоциировать работу экологов с уборкой мусора. Мы контролируем, анализируем, почему, например, в овраге у дороги свален мусор. И делаем выводы: коль у людей хватило сил дотащить мусор сюда, значит, элементарно не было другого места. Много мусора у нас в первую очередь потому, что негде его цивилизованно складировать.
Большая проблема для Казани – частный сектор, который и портит столицу чисто внешне, и наносит вред окружающей среде. Однако службы ЖКХ считают своим долгом лишь уборку территорий при многоквартирных домах. Старых разрушенных строений в Казани сегодня много. И что получается: ветхие дома разрушили, а собственника, который на это место пришел бы и построил что-то новое, еще нет. Так образуются стихийные свалки.
Отдельный разговор – о железнодорожных путях. Как с грустью констатировал Игорь Фролов, чистота казанских и приказанских железных дорог оставляет желать лучшего по сравнению с соседними регионами. Многие из нас сами нередко выбрасывали прямо из окна вагона огрызок яблока, пустую бутылку, фантики от конфет.
Известно, что на расстоянии 15 метров (7,5 метра в одну сторону от оси железнодорожного полотна и столько же в другую, как раз до опор контактной сети) мусор должны убирать сами железнодорожники. И они его убирают, но ни на сантиметр больше, даже если мусор в самом деле выпал из железнодорожного состава… Кстати, нередко и жители прилегающих к железной дороге территорий выносят свой мусор в эти места.
Словом, жителям Казани и всем татарстанцам нужно быть строже к самим себе, воспитывать у подрастающего поколения уважительное отношение к природе. Будем помнить: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.