Глубокий вдох на обочине дороги

На протяжении нескольких последних лет специалистов природоохранных органов Татарстана остро волнует ухудшение состояния атмосферного воздуха, особенно в больших городах.

Автор статьи: Елена ТАРАН

На протяжении нескольких последних лет специалистов природоохранных органов Татарстана остро волнует ухудшение состояния атмосферного воздуха, особенно в больших городах. Главными же виновниками этих волнений являются, как это ни парадоксально, не трубы фабричные и заводские, а наши любимые и дорогие средства передвижения, без которых мы и шагу порой сделать не можем, – автомобили. Именно их вкладу в загрязнение воздушного пространства был посвящен недавний брифинг в Министерстве экологии и природных ресурсов РТ.


Главными же виновниками ухудшения состояния атмосферного воздуха являются, как это ни парадоксально, не трубы фабричные и заводские, а наши любимые и дорогие средства передвижения, без которых мы и шагу порой сделать не можем, - автомобили. В эти дни на территории нашей республики завершилась операция “Чистый воздух – 2004”. Кстати, в будущем 2005 году мы будем отмечать круглую дату этой ежегодной, традиционной акции – впервые она была проведена в Татарии в 1985 году (в России – в 1982-м). И каждый раз по завершении операции “Чистый воздух” принято подводить итоги. Каковы они сегодня? Об этом на брифинге сообщил заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ Анатолий Щеповских.


– В рамках операции “Чистый воздух-2004” на территории республики проверены 210 автотранспортных предприятий, цехов и станций технического обслуживания, на балансе которых насчитывается 11,7 тысячи автомобилей, – сказал он. – Как ни удивительно, но больше всего нарушений норм токсичности и дымности выявлено на автомобилях, принадлежащих крупным и далеко не бедным хозяйствам: “ПАТП-3”, “ПАТП-4”, “КПОГАТ-3”, ОАО “Зеленодольское ГАТП”. Рекордсменом же в этом “грязном” списке стало ГУП “Лаишевская птицефабрика” – здесь каждый второй автомобиль чадит больше положенного, нередко в три-четыре раза. В целом же каждая десятая машина в республике не соответствует требованиям экологического контроля. Главная причина, на мой взгляд, в том, что многие руководители экономят на покупке газоанализаторов, другого оборудования, необходимого для ведения экологического контроля. Но в итоге выходит себе дороже – штрафы приходится платить немаленькие, и суммы их, в конце концов, превышают стоимость затрат на природоохранные меры. Больше всего от выбросов в атмосферу от автомобилей страдают Чистополь и Набережные Челны, затем идут Альметьевск и Казань.


Но все сказанное, как подметил А. Щеповских, не относится к неорганизованным частникам: никто не ведает, что творится с их машинами. Потому что проверять и штрафовать их за изрядно чихающие и загрязняющие окружающую среду автомобили специалисты-экологи не имеют права, у них на это нет законных полномочий. Так что об истинной картине такого загрязнения воздуха можно лишь догадываться.


Правда, говорят специалисты, в других российских регионах ситуация еще хуже, чем у нас. По крайней мере в списке самых грязных городов России, который не так давно был опубликован в газете “Аргументы и факты”, не значатся ни Казань, ни другие города республики. Экологическое благополучие среды того или иного региона находится в прямой зависимости от уровня работы природоохранных органов. В Татарстане в этом плане накоплен богатый опыт, без лишней скромности можно констатировать, что уровень такой деятельности достаточно высок. Тем обиднее терять эти позиции. Но такие потери неизбежны, как признался после брифинга в интервью корреспонденту “РТ” руководитель Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МЭПР РТ Андрей Калайда.


– В августе 2004 года Госдумой РФ принят закон экологической тематики под номером 122 с очень длинным названием, который, по сути, лишает субъекты Российской Федерации права осуществлять экологический контроль на своей территории. И закон этот начинает действовать с первого января 2005 года, – сказал А.Калайда. – Отныне экологический контроль должен осуществляться в стране лишь на двух уровнях: федеральном и муниципальном. Республиканского не будет, и Минэкологии РТ, согласно вышеупомянутому закону, отстраняется от осуществления экологического контроля за деятельностью всех природопользователей. А это значит, что не будет у нас операций “Нерест”, “Охота”, “Первоцвет”, “Чистый воздух”. Страдать же из-за этого будет не только природа, но и люди.


В настоящее время все обширные и многообразные вопросы государственного экологического контроля в Татарстане переданы федеральной службе по технологическому, атомному, экологическому надзору. А в штате этой службы всего-то чуть более двух десятков инспекторов экологического профиля. Согласитесь, очень мало по сравнению с широкой сетью территориальных экологических управлений, являющихся структурами Минэкологии РТ. Так что, скорее всего, автотранспортный вопрос выпадет из сферы федерального контроля.


Что же касается муниципального уровня, то Казань будет разделена на определенное количество муниципалитетов, у каждого – своя администрация. И можно прогнозировать без риска ошибиться, что экологических инспекторов в подобных учреждениях будет предусмотрено от силы два-три человека.


Несколько субъектов РФ, которые последние годы активно работали в области охраны окружающей среды (в том числе и Татарстан), обратились в Правительство РФ, к Президенту В.Путину с просьбой обсудить немаловажный вопрос. Ибо Госдума РФ, по их мнению, приняла решение поспешно и безосновательно, а необходимо более широкое и конструктивное обсуждение проблемы. В результате в сентябре нынешнего года под председательством премьера М.Фрадкова состоялось совещание, на котором решили в экстренном порядке разработать проект закона о расширении полномочий субъектов Российской Федерации в области природоохранной деятельности. Недавно такой документ родился и, как утверждают специалисты, – в целом неплохой. Но всех смущает тот факт, что он пролонгирует осуществление государственного экологического контроля регионального уровня лишь до 2006 года. А что будет дальше?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще