Среди школьников, выступавших вчера с рассказом о своих достижениях перед Президентом Шаймиевым, был и одиннадцатиклассник Лесхозской средней школы Арского района Марат Идиятов. Шестнадцатилетний паренек из татарстанской глубинки стал в этом году победителем Всероссийской олимпиады по экологии.
Поселок Урняк, где расположена школа, глухоманью не назовешь. Всего восемнадцать километров от райцентра, рядом проходит федеральная трасса Казань – Пермь, дороги везде асфальтированные, в добротных деревянных и кирпичных домах есть газ, централизованное водоснабжение, телефоны. И школа в поселке тоже добротная – просторное двухэтажное здание из белого кирпича. В общем, условия не хуже, чем в городе. Вот только воздух здесь совсем не городской.
Лес, окружающий поселок, для местных жителей играет особую роль. Большинство здешнего населения работает в Арском лесхозе, дирекция которого располагается тут же, в поселке. Да и школа не зря зовется Лесхозской – тут с давних пор поддерживают с лесниками самые тесные связи. С 1969 года действует школьное лесничество. Дети помогают высаживать деревья – сосны, ели, березы, лиственницы. Ухаживают за ними, собирают шишки, почки, лекарственное сырье, делают скворечники для птиц. Первоклассники учатся в одном здании с музеем лесхоза – большом деревянном срубе, пахнущем свежеструганными сосновыми досками. Неудивительно, что в образовательной программе упор делается на предметы экологического цикла – химию, биологию, географию, причем зачастую урок проводят сразу три учителя, раскрывая то или иное природное явление с разных сторон, помогая ученикам увидеть взаимосвязь всего живого в окружающем мире.
Такая работа дает свои плоды. Победы и призовые места на районных и зональных олимпиадах по биологии и экологии для лесхозских школьников – не редкость. Впрочем, и по другим предметам здесь не отстают. База для знаний хорошая: в компьютерном классе нам с гордостью продемонстрировали полный комплект компакт-дисков по всем учебным дисциплинам. Как рассказала директор школы Фирая Гайнанова, на 182 человека (именно столько здесь учится детей) приходится более тридцати призеров всевозможных районных олимпиад. Таким результатом и не каждая городская школа может похвастаться.
Но успехи Марата Идиятова – предмет особой гордости. В его активе – первые места на районных олимпиадах по химии и русскому языку, третье место по географии. Хотя главное, конечно, экология. В 2003 году мальчик на всероссийской экологической олимпиаде был вторым. Нынешней весной, последовательно выиграв школьную, районную, зональную и республиканскую олимпиады, поехал в Кисловодск и стал там лучшим юным экологом России.
Интерес к природе, как говорит Марат, у него проявился еще в глубоком детстве. Из самых ранних впечатлений он вспоминает передачу “Подводная одиссея команды Кусто” и рыбалку, на которую с четырех лет ходил вместе с отцом. Сколько весил самый большой пойманный им карп, он сейчас сказать уже затрудняется, помнит только, что вытащить его сам так и не смог – помог папа. А в 1994 году, когда семья Идиятовых, оказавшись в роли вынужденных переселенцев, вернулась из Ташкента на родину отца, в Арский район, Марат стал подолгу гулять по лесу.
– За муравьями очень нравилось наблюдать, – улыбаясь, говорит он.
В Лесхозской школе этот интерес попал на благодатную почву. И дело не только в общей экологической направленности обучения. Марату, как он сам признается, очень повезло с учителем. Наталья Ивановна Сафиуллина, выпускница биофака Казанского университета, несколько лет назад оставила казанскую квартиру и приехала в Урняк, чтобы учить детей биологии и экологии. Именно в руководимом ею школьном экологическом кружке, куда мальчик ходит с восьмого класса, он получил основной багаж знаний по любимому предмету.
Учительница постоянно привозит из Казани многочисленные справочники, словари, энциклопедии, и после уроков она с учениками может часами сидеть над этой литературой, которая если и покажется кому-то скучной, то только не Марату.
В экологическом кружке мальчик серьезно занялся исследовательской работой. В трех километрах от поселка, на территории Сурнарского лесничества Арского лесхоза, берет свое начало река Казанка. Место это является памятником природы, особо охраняемой территорией. Школьники под руководством Натальи Сафиуллиной
уже несколько лет определяют, как пояснил нам Марат, “уровень антропогенной нагрузки в истоках Казанки”. Проще говоря, выявляют, не слишком ли негативно человеческая деятельность влияет на состояние природного памятника. Работа эта очень кропотливая – на лесной тропинке, что ведет к узенькому ручейку-истоку, тщательно изучается и описывается каждая травинка. Если на исследуемом участке растут “нормальные” лесные травы – сныть или кислица, то все в порядке. А если появляется крапива или чистотел – значит, нарушился природный баланс и активность человеческой деятельности в окрестностях надо ограничить. Результатами исследований школьники делятся с администрацией лесхоза, которая, если что, готова принять меры. Но пока, по словам Марата, истоку Казанки ничто не угрожает. Воду из ручейка можно пить, не опасаясь за здоровье.
Именно этот исследовательский проект татарстанский школьник защищал в апреле в Кисловодске. Впрочем, своих соперников Марат опередил не только за счет результатов проектной работы, но и за счет серьезной теоретической подкованности и обширных практических навыков. Спасибо Наталье Ивановне и ее книжкам! Ну и, конечно, благодаря хорошей памяти и нестандартному мышлению – именно эти качества особо выделяют в подростке учителя.
На вопрос, почему предпочтение он отдает именно экологии, а не химии или биологии, где у него тоже есть серьезные успехи, Марат поясняет:
– Экология – молодая наука, здесь очень большое поле деятельности. К тому же она объединяет и химию, и биологию, и географию…
А еще он считает, что каждый человек должен ощущать себя частью природы. Хотя сам признается, что излишнего фанатизма в его любви к живому миру нет. И когда отец-охотник приносит домой дичь, относится к этому по-философски спокойно.
Марат вообще очень спокойный, неторопливый. При всем том модное нынче прозвище “ботаник” к этому парню никак не подходит. Несмотря на серьезные успехи практически по всем предметам, он не отличник – “подкачала” математика. Да и вообще, обычный подросток. Увлекается компьютерами. Очень любит играть в баскетбол. Слушает Виктора Цоя, а по субботам ходит в клуб на дискотеки. Там же, в клубе, иногда играет в бильярд. Как все сельские подростки, много помогает родителям по хозяйству, а летом по очереди с другими ребятами пасет поселковое стадо.
Правда, в последнее время особо заниматься хозяйством ему некогда – много времени проводит в школе, а летом ездит по профильным научным лагерям. Родители, конечно, ворчат, что помощник от работы “отлынивает”, но не сильно. Понимают, что учеба для него сейчас – главное. Все-таки выпускной класс. Вопрос, куда пойти после школы, перед Маратом не стоит: конечно, на экофак Казанского государственного университета. А вот чем будет заниматься после учебы, пока не решил.
– Я думаю, он обязательно займется наукой и станет профессором, – считает директор школы Фирая Гайнанова.
За многочисленные победы на олимпиадах парня постоянно награждают разными ценными подарками. В основном почему-то магнитофонами.
– У меня дома уже целый магазин этих магнитофонов! – улыбается он.
– А что хотелось бы получить в подарок?
– Хороший компьютер! – не раздумывая, отвечает Марат. И тут же поясняет, что дома у него есть компьютер, но слабый, старый, на нем нельзя выходить в Интернет. А Интернет нужен для того, чтобы получать последние экологические новости и переписываться с ребятами, с которыми познакомился на олимпиадах.
На встречу с Президентом Шаймиевым лесхозский школьник приезжал нынче уже во второй раз. Впервые ездил в прошлом году, когда занял второе место на российской олимпиаде. Тогда ему в Казани подарили… магнитофон. Правда, на сей раз – видео. А нынче Марат сам преподнес Президенту подарок – набор резных расписных разделочных досок, сделанных им лично в школьной мастерской из местной, лесхозовской липы. Самый что ни на есть экологически чистый сувенир!