Как вы думаете, в какое время года воздух грязнее: зимой или летом? Зимой работают ТЭЦ и котельные, дымят многочисленные трубы. Летом хорошо и легко дышится. Ой ли? Специалисты утверждают, что летом воздух все же грязнее. Особенно в больших городах, где много предприятий и автомашин. И вовсе плохи дела, если нет ветра. Так что радуйтесь, когда на улице ветер – он приносит свежий и относительно чистый воздух.
Автомобили буквально все заполонили
Второй по величине после Казани город Татарстана Набережные Челны, в котором проживает 550 тысяч человек, задыхается… Здесь зафиксирована едва ли не самая высокая в республике концентрация загрязнения атмосферного воздуха – более 5 ПДК…
Если распределить по значимости экологические проблемы Набережных Челнов (впрочем, как и соседнего Нижнекамска), то пальма первенства, бесспорно, принадлежит загрязненному воздуху.”Этот вопрос волнует сегодня все города республики, но Челны особенно, – заявил недавно журналистам начальник Прикамского территориального управления Минэкологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин. – На второе место я бы поставил неудовлетворительное состояние ливневой канализации и на третье – проблемы захоронения отходов”.
Канули в Лету времена, когда мощно дымящие заводские трубы считались символом процветания нашей жизни. Сегодня даже детсадовская ребятня осведомлена о том, что дым загрязняет воздух, которым мы дышим, и оттого случаются всякие болезни. Теперь любое уважающее себя предприятие старается как можно меньше “коптить небо” вредными выбросами и прежде, чем они все-таки вылетят в трубу, пропускать их через всевозможные фильтры и системы очистки. В противном случае придется платить штраф, который нередко выливается в очень кругленькую сумму. И не случайно в последние годы в республике сокращаются выбросы вредных веществ от промышленных предприятий. Например, если в 2000 году их было 311 тысяч тонн, в 2001 году – 292,9 тысячи, то в 2002 году – уже 283 тысячи тонн.
Но появилась новая напасть – загрязнения от автотранспорта. Хотя не такая уж она и новая, о ней “догадывались” еще лет 10-15 назад, когда машин на дорогах было гораздо меньше, чем сейчас. Специалисты предупреждали о надвигающемся буме, о супервредных, вызывающих серьезные онкологические заболевания выхлопных газах автомобилей, о необходимости надежной защиты. И были попытки у Минприроды РТ, по крайней мере, ввести специальные насадки для автомобилей, очистители моторного топлива, вообще предполагался повсеместный переход на экологически чистое газовое топливо. Но то ли старались недостаточно, то ли ситуация развивалась чересчур стремительно, но сегодня именно автотранспорт (а не заводы и фабрики) является в республике главным загрязнителем атмосферы. С выхлопными газами в 2002 году, например, в воздух улетело более 204 тысяч тонн загрязняющих веществ.
В Прикамском регионе (он включает в себя Набережные Челны, Елабугу, Агрыз, Мамадыш, Мензелинск, Менделеевск и 7 районов) выбросы загрязняющих веществ в 2003 году от промышленных предприятий составили 42 тысячи тонн, а от автотранспорта – более 106 тысяч тонн, и почти две трети этой грязи пришлись на Набережные Челны. В регионе в 2003 году ГИБДД МВД РТ насчитала 130170 единиц автотранспорта – намного больше, чем в 2002 году. Что будет дальше? Как уменьшить объемы загрязнений от автотранспорта?
– Если бы смогли в Набережных Челнах повсеместно заменить моторное топливо на экологически более чистое, например на газ, решилась бы не только экологическая проблема, но и экономическая, – считает Айрат Насыбуллин. – Кстати, мы еще в 1993 году ввели запрет на этилированный бензин. Тогда нас поддержали “Челнынефтепродукт”, некоторые частные заправки, в результате удалось на 500 тонн сократить выбросы свинца в атмосферу. Набережночелнинский опыт изучила Казань, а сегодня во всей России запрещено этилированное топливо. Наша задача сейчас – разработать эффективную программу по сокращению загрязняющих выбросов автотранспорта путем замены моторного топлива и улучшения качества процессов сжигания, продумать маршруты, перекрестки. В принципе все это уже расписано в городской программе “Экология-2005”. Дело за малым – осуществить задуманное.
Дави на газ, водитель
Если качественное дизельное топливо, отвечающее современным европейским требованиям, благодаря Нижнекамскому нефтеперерабатывающему заводу в республике уже широко используется, то с бензином дела обстоят куда хуже. Его завозят к нам из других регионов. И качество “чужого” бензина нередко оставляет желать лучшего. Между тем именно некачественный бензин (и еще старые неисправные автомобили) является главной причиной загрязнения воздуха.
Ежегодно в Татарстане проводится операция “Чистый воздух” с целью усиления государственного контроля за токсичностью и дымностью автомашин. Работники Министерства экологии и природных ресурсов, вооружившись специальными приборами, выезжают на автопредприятия, проводят замеры выхлопов у всех отправляющихся в рейсы машин. Автомобили, которые работают на бензине, проверяют, как правило, на наличие в выхлопных газах углерода и углеводорода, а дизельные грузовики – на дымность. И если транспортное средство не удовлетворяет требованиям ГОСТа, загрязняет атмосферный воздух, то руководству предприятия предъявляют иск и штрафные санкции. Действует эффективно. Но лишь выписывать штрафы – не выход из ситуации…
Как подтверждает мировая практика, наиболее перспективным является перевод автомашин на природный газ. Его запасы в России достаточно велики, на ближайшие десятилетия дефицита не предвидится. Но работа по переводу автомобильного транспорта на газ, несмотря на очевидные преимущества его, в республике ведется вяло.
По-настоящему легче дышать станет в нашей республике лишь тогда, когда все машины перейдут на газовое топливо, считает специалист Минэкологии и природных ресурсов РТ Андрей Ермолаев. Вот как он проанализировал ситуацию, отвечая на вопрос, почему перевод автотранспорта на газовое топливо осуществляется в Татарстане не так быстро, как хотелось бы:
– Одна из причин – дорогое оборудование. Например, чтобы перевести на газ одну автомашину “КамАЗ”, предприятие должно выложить около 30 тысяч рублей. К сожалению, нет и экономических рычагов, которые побуждали бы людей к этому, действующее законодательство никак не поощряет владельцев машин, переводящих их на газовое топливо. Наконец, работники Минэкологии не имеют права проверять автомашины индивидуальных владельцев, а ведь они порой дымят не меньше государственных. Контроль за токсичностью при техосмотре на станции диагностики ГИБДД? Только этого сегодня мало.
Кстати, ученые уже давно доказали, что именно выбросы автомашин являются потенциально гораздо более опасными для здоровья человека, чем выбросы промышленных предприятий, потому что труба завода или котельной поднимается в небо метров на сорок, и часть вредных веществ из нее худо-бедно, но рассеивается. Автомобили же “дышат” на улице в непосредственной близости от пешеходов. Их выбросы не поднимаются вверх, а оседают прямо там, где мы живем. Именно поэтому степень вреда от автотранспорта так велика и непрерывно нарастает.
Именно из-за того, что российские машины дымят, как паровозы, их частенько не пускают за границу…